Важнейшим событием в истории польской культуры этого времени стало основание Краковского университета в 1364 г. Он был создан по итальянскому образцу, где университетскую корпорацию составляли студенты, как бы нанимавшие профессоров на службу. Главной его задачей была подготовка людей для государственной службы, поэтому первоначально в Кракове не было теологического факультета, зато факультет права состоял из восьми кафедр. Правда, в конце XIV в. характер Краковского университета изменился: папская булла санкционировала создание в Кракове теологического факультета, университет был реорганизован по парижскому образцу (корпорацию отныне образовывали профессора, а не студенты), перед ним стояла новая задача - подготавливать духовенство и содействовать христианизации Литвы. XV и первая половина XVI в. были временем расцвета Краковского университета; позднее он отстал от современной ему европейской науки и культуры.
Вторым звеном в системе образования были школы, создаваемые при епископских кафедрах и в городах. В них преподавались науки не только тривиума (грамматика, диалектика, риторика), но и квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).
Третий и базовый уровень системы образования составляли приходские школы, которых в Польше XV в. насчитывалось около 3000. В них давались элементарные навыки чтения и счета в рамках тривиума.
Польские юноши из шляхетских, купеческих и даже некоторых крестьянских семей пополняли образование за счет поездок по зарубежным университетам. В ХIII в. такие выезды являлись еще редкостью; в XIV - их были сотни, и главной их целью стала Прага; в XV в. они превратились в массовое явление, и курс их лежал чаще всего в Италию. Наряду с молодежью такие поездки часто предпринимали монахи, особенно доминиканцы, славившиеся своей ученостью.
В целом благодаря развитию системы образования в Польше XIII-XV вв. возникла своя интеллектуальная элита.
Как и во всей Европе, языком образованных людей в Польше был латинский. Польскому языку отводилась функция средства устного общения. В письменности он использовался только в проповедях, в предназначенных широкой публике рассказах о чудесах, в некоторых литературных произведениях. Однако в XIV-XV вв. заметно возрастание роли польского языка в обществе: уже в конце XIII в. синод польской церкви требовал преподавать латынь в приходских школах по-польски; в конце XIV в. развернулась работа по переводу на польский язык латинских сочинений; в первой половине XV в. Якуб из Паршовиц приступил к составлению грамматики польского языка.
Огромным событием в истории просвещения стало появление в Польше книгопечатания в последней четверти XV в.; помимо польских типографий потребность в печатной книге покрывали зарубежные, прежде всего германские, издатели.
XV век стал временем складывания собственных научных школ в Польше. Разумеется, главным научным центром стал Краков. Здесь особое развитие получили математические и астрономические исследования (Мартин Круль из Журавицы, Мартин Булиц из Олькуша, Ян из Глогова, Миколай Будка, наконец, учитель Николая Коперника Войцех из Брудзева). Поэтому есть все основания считать, что гениальные открытия Коперника в XVI в. были подготовлены польской ученой традицией.
В Кракове успешно развивались также юриспруденция, философия и теология. Особенно известным философом и теологом XV в. был Матвей из Кракова, который выступал против спекулятивных подходов в этих науках и в своих сочинениях развивал принципы критического рационализма.
Среди польских ученых XV в. одно из центральных мест занимает Ян Длугош, создавший крупнейшее произведение европейской средневековой историографии - "Хроника славного Польского королевства" (в 12 книгах).
автор статьи М.В. Дмитриев