В XIII-XIV вв. шел процесс обособления польских горожан от других социальных групп. Это выражалось в наделении их правами самоуправления и складывании особой городской цивилизации. Однако коммунальных революций Польша не знала. Городское сословие возникло здесь не в результате борьбы с крупными феодалами и монархом, а во многом при их поддержке. Это было обусловлено и примером западных соседей, и очевидной выгодой, при носимой развитием городов.
Характерным знаком обособления и независимости города стало возведение городских стен, явственно противопоставивших горожан остальной части общества. Эта перемена произошла в годы правления Казимира Великого, о котором польские источники говорят, что он застал Польшу деревянной, а оставил ее каменной.
Как и повсюду на Западе, важную роль во внутренней жизни города играли цеховые организации ремесленников. Они не были монолитны, и часто имели место конфликты между мастерами и подмастерьями. Купеческие же корпорации в Польше в отличие от большинства стран Запада не сложились. Интересы купцов представляли городские советы, в которые ремесленники не входили.
Особенностью польских средневековых городов был и пестрый этнический состав горожан. Не желая лишать себя рабочей силы, землевладельцы и король приглашали для заселения вновь основанных городов колонистов из Священной Римской империи. Те составляли городскую верхушку, забирая в свои руки городской совет и суд лавников. Они же привлекали в польские города немецких рыцарей, в то время как польская шляхта удалялась в свои деревенские вотчины. Польские же горожане оказались как бы оттесненными на периферию, иногда даже за пределы городских стен. Отсюда возник антагонизм между немецким патрициатом и польским бюргерством (поспольством) городов. К этому добавлялось присутствие в городе многочисленных еврейских общин-кагалов, имевших автономный статус, пользовавшихся поддержкой монархии и противостоявших остальной массе горожан. В Галицкой Руси и на территории Великого княжества Литовского эта картина осложнялась присугствием в городе и украинско-белорусского православного населения. Кроме того, здесь и во многих городах Малой Польши проживали и армяне. Таким образом, этноконфессиональная структура городского населения Польши оказалась очень сложной и противоречивой.
Город не был, конечно, изолирован от сельской округи. Несмотря на то что феодалы стремились воспрепятствовать уходу крестьян в города, эта возможность была легально санкционирована законодательством и приток крестьян в город был постоянным. С другой стороны, и городские общины получали довольно обширные сельские угодья, что также делало осуществимой постоянную циркуляцию населения между городом и деревней.
автор статьи М.В. Дмитриев