Развитие общественной мысли в Средневековье выражалось в трансформации религиозных идеалов. Поэтому едва ли не самым характерным явлением были ереси и различные формы религиозного разномыслия. Польша XIII-XV вв. знала, по крайней мере, четыре волны еретических движений. В середине XIII в. в Силезии, Великой и Малой Польше появились группы флагеллантов. Они, отражая распространение эсхатологических страхов и нарастание покаянных настроений в обществе, бродили группами из города в город, занимались самобичеванием и обличали греховность земной жизни, провоцируя по временам истерии массовых покаяний. Наибольший размах это движение приобрело во второй половине XIII в. после монголо-татарского нашествия, а в XIV в. возобновилось с новой силой в связи с эпидемиями середины столетия.
В XIII в. в Польше возникли и группы вальденсов. Для борьбы с ними прибегли к помощи инквизиции, и десятки еретиков были сожжены. Тогда же в Польше сложились и общины бегардов и бегинов, которые первоначально проповедовали францисканские идеалы бедности и оставались лояльны к церкви, но позднее преступили границы ортодоксии, стали отрицать необходимость существования духовенства и претендовать на обладание особыми духовными дарами, наделяющими человека непосредственным знанием и пониманием истин веры. Их учение подготавливало рождение протестантских доктрин всеобщего священства.
Наконец, в XV в. В Польше появилось немало сторонников гусизма, в том числе и в шляхетской среде. Хотя в 1420 г. был принят специальный эдикт о преследовании гуситов, их влияние росло и сказалось в идеологии шляхетского антимагнатского движения 1430-х годов, возглавленного Спытком из Мельштына.
Нарцу с ересями в Польше XV в. развернулось и внутрицерковное реформаторское движение, получившее название концилиаризма (от лат. сопсi1ium "собор"). Центром его стал Краковский университет. Ведущей идеей этого движения, порожденного кризисом католической церкви во времена так называемой "великой схизмы", была идея превосходства церковного собора над папой и отказ признавать последнего высшим авторитетом в церковных делах. Польские деятели этого движения (Матвей из Кракова, Павел из Ворчина, Станислав из Скарбимежа, Павел Влодковиц, Ян из Людзиска, Бенедикт Гессе, Якуб из Парадижа) сыграли большую роль не только во внутрицерковных спорах, но и в развитии правовой мысли, философии и теологии, этических и социальных взглядов. Они провозглашали, что подлинная церковь есть сообщество верующих, а не иерархическая структура; что вера не может быть предметом прямого церковно-административного контроля; что насильственная христианизация в связи с этим недопустима и принципом отношения к другим конфeccия должна быть веротерпимость; что философии следует обратиться к этическим проблемам человеческого существования, а не заниматься только абстрактными вопросами онтологии, гносеологии и логики. Особым вниманием польских мыслителей пользовались проблемы общественной справедливости и тех правовых гарантий, которые могли бы ее обеспечить. Одним из логических выводов таких размышлений стало требование защиты крестьян от произвола господ и чрезмерной эксплуатации, о чем первым стал писать Ян из Людзиска.
автор статьи М.В. Дмитриев