Судя по сочинениям византийских авторов, содержащим сведения об общественном укладе славян в VI-VII вв., основной фигурой славянского общества оставался свободный человек, права которого были ограничены коллективом соплеменников. Вряд ли можно сомневаться, что власть упоминаемых в "Стратегиконе" Маврикия (конец VI в.) королей носила примерно такой же характер, как и у древнегерманских королей в эпоху Тацита, которые были выборными и довольствовались получением от соплеменников "добровольных даров", а от иноплеменников - дани.
В VIII-IX вв. уже возобладала тенденция к превращению этих варварских королей в наследственных правителей. В хорватских землях сложилась особая ситуация. Хотя и здесь имели место проявления патримониальных тенденций, их развитию препятствовали некоторые особые факторы: это притязания византийских и франкских правителей на верховную власть и сохранение в далматинских городах римских правовых норм, отвечавших местным экономико-географическим условиям. Римские юридические нормы гарантировали "гражданам" достаточно широкие и прочные имущественные права, а известной части населения - "нобилям" - и привилеmи сословного характера (участие в политической, судебно-административной и военной деятельности). Высокий уровень развития товарно-денежных отношений создавал объективные предпосылки для интенсивного развития имущественной дифференциации, оформляемой юридическими актами.
Это отчетливо видно на примере так называемого "Супетарского картулярия" - юридического памятника, составленного с целью закрепления имущественных прав монастыря св. Петра (Супетар). Монастырь был основан в конце ХI в. (1080) неким жителем Сплита, имевшим, по-видимому, статус нобиля и располагавшим большим состоянием. Он пожаловал монастырю многие земли и зависимых людей, приобретенных в результате частноправовых сделок, основанием для которых послужила материальная ситуация его контрагентов: он скупал земельные участки и "души", пользуясь затруднениями людей, впавших в нужду.
Из картулярия следует, что в окрестностях далматинских городов шел интенсивный процесс формирования слоя неполноправных людей - "сервов"; этот термин в Средние века означал человека, лишенного личной свободы, но пользовавшегося известной экономической самостоятельностью: картулярий зафиксировал у них наличие семей и собственного хозяйства (виноградников).
Характерной чертой социально-экономических отношений в Далмации рассматриваемого периода является унаследованное от античности представление о собственности как праве, основанном на экономической деятельности частного лица и оформленном соответствующим актом.
Другая специфическая черта - наличие известного дуализма в системе общественных отношений, вызванного тем, что далматинские города занимали в хорватском обществе несколько обособленное положение. Из этого же картулярия видно, что их население признавало авторитет славянских правителей, и прежде всего короля Звонимира, ко времени правления которого и относится основание монастыря. Звонимир указан в документе, в частности, как тяжущаяся сторона. Последнее особенно примечательно. В этом случае столкнулись, по-видимому, два различных представления о собственности: то, о котором сказано выше, и то, которое проистекало из наличия патримониальных тенденций. Король вознамерился передать своему родственнику право на взимание трибута с известной территории, но ему было доказано, что эта земля "не королевская, а только тех, кто ее продал".
Отметим еще один характерный штрих: картулярий отчетливо противопоставляет сплитчан и хорватов, причем окружение короля на его страницах составляют воины, жупаны и баны, нобили же не упоминаются, лишь в одном акте говорится о "хорватских нобилях и игнобилях", что свидетельствует о наличии в обществе сословной дифференциации.
автор статьи Е.С. Макова