Следующий этап хорватской истории - вторая половина ХI в. (период правления Петра Крешимира IV (ок. 1058-1074) и Димитрия Звонимира (1075-1089) - наполнен важными событиями.
Вступлению на престол Крешимира предшествовал окончательный разрыв между Римом и Константинополем ("великая схизма" 1054 г.). Обострение политической ситуации усугублялось вследствие раскола, наступившего в самой западной церкви и связанного с борьбой за реформу в духе клюнийских идеалов, а также соперничеством между папой и германским императором. В этих условиях хорватский правитель предпочел ориентироваться на папу-реформатора. В 1060 г., через год после Латеранского собора 1059 г., был созван очередной собор в Сплите, вновь осудивший славянское богослужение и утвердивший целибат.
К концу пребывания на престоле Крешимира пост бана занимает Звонимир. Он был первым хорватским правителем, получившим из Рима королевскую корону. Более того, при нем имело место расширение границ за счет Славонии, предшествующая история которой (после восстания Людевита) почти неизвестна.
Правление Звонимира окончилось (при невыясненных обстоятельствах) в 1089 г., после чего начались походы венгерских королей, вскоре приведшие к установлению в Хорватии власти древнейшей венгерской династии Арпадов.
Решающим событием стало заключение унии 1102 г., на столетия закрепившей включение хорватских земель в состав "Короны св. Стефана". Текст договора короля Коломана (Кальман) с представителями хорватских "племен" (знатных родов) не сохранился в подлиннике, однако сопоставление имеющегося варианта (XIII в.) с позднейшими документами позволяет прийти к выводу, что Хорватия сохранила статус королевства, обладающего полной автономией. Подобные договоры бьmи вскоре заключены с далматинскими городами (первый - так называемый "Трогирский диплом" в 1107 г.; грамоты, выданные вслед за Трогиром другим городам, носили аналогичный характер и в историографии получили название "свобод по трогирскому типу").
автор статьи Е.С. Макова