Одним из последствий переселения части антов в Центральную Европу стало возникновение здесь нового политического объединения - хорватского. В раннем средневековье хорваты занимали территорию северо-восточной Чехии по обе стороны Орлицких гор и прилегающие районы Силезии. Им, таким образом, принадлежало верхнее течение Лабы. В областях, соседних с областями расселения хорватов, распространены предания о древнем правителе Кроке или Краке. О Кроке рассказывают предания чехов, о Краке - малопольские, приписывающие ему основание Кракова. Тождество имен "Kрок" и "Крак" было ясно уже польским и чешским хронистам XV - XVII вв. Не отрицает его и современное языкознание.
Название "Краков" (Краков град), внесомнения, происходит от личного имени. Следовательно, за преданиями о Краке должна стоять некая историческая реальность. Представляется, что единственным связующим звеном между вислянами на востоке и чехами на западе являлись "западнославянские" хорваты. С ними и следует связывать возникновение преданий о Краке.
В старейшей версии польского предания о Краке, излагаемой хронистом ХII в. Винцентием Кадлубком, главный герой приходит к будущему Кракову из "Каринтии". Для кадлубка "Каринтия" - синоним дунайской прародины славян. Для нас здесь важен мотив прихода с запада, из придунайских областей. Он указывает на позднейшее (VII в.?) поселение группы хорватов в Верхнем Повисленье. Ядром западного хорватского племенного союза являлись области северо-восточной Чехии и южной Силезии.
Чешское предание о Кроке первым сообщает Козьма Пражский. Он весьма краток: "...выделился некий человек, по имени Крок, его именем назван град, заросший теперь уже деревьями и расположенный в лесу, что близ деревни Збечно. Соплеменники считали этого человека совершенным. Он располагал большим имуществом, а при рассмотрении тяжб вел себя рассудительно; к нему шел народ не только из его собственного племени, но и со всей страны, подобно тому, как к ульям слетаются пчелы, так к нему стекался народ для разрешения своих тяжб". Позднейшие авторы не добавляют к этим скупым сведениям практически ничего важного.
Существование древнего града Крокова близ Збечно не подтверждено археологией. Но название урочища, несомненно, восходит к имени "Крок", и оно необязательно должно было быть именно резиденцией правителя. Заметим, что постоянной "столицы" у такового могло и не иметься.
Рассмотрим совокупность данных о Кроке. Несомненно, описываемое лицо - племенной вождь. Наименование его в чешских хрониках "судьей" не должно вводить в заблуждение. Этим библейским термином называли славянских князей с их ограниченной (в сравнении с развитыми монархиями) властью еще в Х в. Крок у Козьмы Пражского передает власть дочерям. Одна из них становится ведуньей, другая - жрицей, третья - судьей. Таким образом, их отец предстает как носитель высшей сакральной власти - жрец, чародей-прорицатель и судья в одном лице. Кроме того, он передает власть по наследству. Это в целом соответствует нашим представлениям о древнем славянском вожде, носящем титул "князь" или "владыка". Традиция передачи власти по наследству начала уже складываться с середины VI столетия - по крайней мере, у антов, к которым принадлежали хорваты.
В рассказе Козьмы важно отсутствие связи между Кроком и "праотцом Чехом" - четкое указание на то, что Крок не принадлежал к чехам в узком смысле слова. Важно и то, что Крок возглавляет не одно племя, а племенной союз ("народ не только из его собственного племени, но и со всей страны").
Имя "Крок (Крак)" не принадлежит к двусоставным "княжеским". Уже это, а также географический разброс преданий (Чехия - область вислян в Малой Польше), наводит на мысль о родовом имени, передаваемом по наследству титуле, которым именовали князя его подданные. В польском предании находим прямое подтверждение. Сын и наследник Крака здесь также именуется Краком. Родовой титул "Kpaк" ("Kрок" в чешских преданиях) восходил скорее всего к звукоподражательному эпитету бога грозы Перуна. Его потомками и считали себя племенные вожди хорватов, закрепившиеся во второй половине VI в. на северовостоке современной Чехии. В польском предании Крак выступает подобно своему мифологическому двойнику - богу грозы - как змееборец. Сакральная власть князей, основанная на происхождении от "создателя молний", Перуна - Сварога, была, очевидно, при несена на средний Дунай антами-хорватами.
В преданиях о Краке (Кроке) есть еще один крайне интересный момент. И в польском, и в чешском сказаниях говорится о том, что власть вождя, за неимением наследников мужского пола, переходит к дочерям. О разделе власти дочерьми Крока у Козьмы Пражского уже говорилось. По кадлубку же, после смерти Крака II, за неимением у него детей, власть приняла его сестра, дочь Крака I - Ванда. Мотив этот не привлек бы особого внимания, если бы не его абсолютная уникальность в славянских преданиях о первобытном историческом периоде. Ни в преданиях, ни в иностранных источниках о женщинах-предводительницах у древнейших славян более нигде не упоминается. Мотив связан исключительно с дочерьми чешского "судьи" Крока и польского "короля" Крака. Такое удивительное совпадение не может не отражать какой-то исторической действительности.
Скорее всего у хорватов действительно разрешалось наследование власти женщиной при отсутствии у правящего князя мужского потомства. Женщина, таким образом, также признавалась носительницей "божественного" начала, свойственного роду "Kpaкa". При этом, кстати, допускалось дробление функций княжеской власти между наследницами (чешское предание о чародейке Кази, жрице Тэтке и судье Либуше). Эти обстоятельства, приведшие со временем, естественно, к прерыванию прямой мужской линии рода, запомнились и в Чехии, и в Малой Польше. Заманчиво было бы связать эту особенность политического устройства хорватов с их происхождением от некогда "женоуправляемых" сарматов.
Недаром Козьма писал о древних чешках: "B то время девушки этой страны достигали зрелости быстро: подобно амазонкам, они жаждали военного оружия и избирали себе предводительниц; они занимались военным делом так же, как и молодые люди, и охотились в лесах, как мужчины; и поэтому не мужчины избирали себе девушек в жены, а сами девушки, когда желали, выбирали себе мужей и, подобно скифскому племени, плавкам [т.е. половцам] или печенегам, они не знали различии между мужской и женской одеждой".
Хорватский племенной союз начал складываться на землях северной Чехии и юго-западной Силезии после 568 г. В него входили, помимо собственно хорватов, также чехи, населявшие центральные области страны по нижней Влтаве. Возможно, в союз, возглавлявшийся хорватскими "Kpaками", влились и другие, только возникавшие тогда племена северной Чехии и Силезии. Почти наверняка в хорватский союз вошли на первых порах сербы, исторически и этнически тесно связанные с хорватами. Первоначальные места обитания "западных" сербов также помещаются в Чехии, скорее на севере страны. Племенное объединение в Центральной Европе во главе с западными "белыми" хорватами имеется в виду в преданиях, сообщаемых в Х в. Константином Багрянородным. Здесь оно выступает как "Великая" или "Белая" Хорватия.
Причиной сплочения славянских племен северной Чехии под главенством хорватов, вне сомнения, явилась аварская угроза. Хотя основной натиск аварских орд был направлен против Империи, каган, разумеется, не забывал и о северных границах. Вероятно, уже вскоре после закрепления авар в Паннонии они навязали "мир" на своих условиях славянам Поморавья. Раннее подчинение мораван каганату доказывается и переселением их на Балканы в ходе аварских войн, и тем, что именно Поморавье стало позднее центром так называемой "аваро-славянской" культуры Подунавья.
После подчинения мораван каганат стал представлять очевидную угрозу и для северных племен. Именно непрестанное давление авар стало стимулом к выселению части богемских словен на северо-запад, в междуречье Лабы и Заале. Этот переселенческий поток усиливался на протяжении второй половины VI в. Но чехам и другим племенам под главенством хорватов удалось отстоять и свои земли, и свою независимость. Значение хорватского племенного союза в западнославянской истории, однако, этим не исчерпывается. Исторические обстоятельства сложились так, что хорватское объединение явилось прямым предшественником чешской и одним из предшественников польской средневековой государственности.
автор статьи С.В. Алексеев