страницы 1 2
Выходец из состоятельной константинопольской семьи, Георгий Акрополит (ок. 1217-1282) провел всю свою сознательную жизнь при императорском дворе — сначала в Никее, где после IV Крестового похода и завоевания столицы находилось "правительство в изгнании", затем — в Константинополе. Воспитанный у Феодора Гексаптерига, позднее он получил философское образование, пожалуй, у самого лучшего учителя той поры — Никифора Влеммида, занимаясь у него совместно с будущим императором Феодором II Ласкарем. Проведя практически всю свою жизнь при никейском дворе, при этом неоднократно участвуя в императорских кампаниях, возглавляя посольства в Болгарию, Лион, Трапезунд, командуя, правда, неудачно, войсками василевса в борьбе с эпирским деспотом Михаилом II, этот образованнейший ученый, ритор и богослов дослужился при Феодоре II Ласкаре до титула великого логофета.
Никейский чиновник и литератор, подобно Михаилу Пселлу, был в центре событий, описанных им в его "Хронике" (или "Истории"), охватившей период между 1203 и 1261 гг. Это произведение отмечено прежде всего программной точностью и рационализмом истолкования событий, что сказывается и в детальной датировке наиболее важных моментов, таких как взятие Константинополя крестоносцами или возвращение столицы под власть василевса. Рационалистическая краткость в изображении исторических событий подчеркивается сознательной лаконичностью повествования.
Мироощущению историка сродни прямо и неоднократно выраженное в "Хронике" понимание шаткости, нестабильности внешнеполитического положения государства по всем направлениям. Так, дословно передается мысль послов иконийского султана, что "если мусульмане погибнут за "тахар" [татар], то это откроет беспрепятственный вход врагам и в области римские"; неспокойно и в отвоеванных у куман Иоанном Дукой Ватацем землях Болгарии.
Историческая мысль в "Хронике" Георгия Акрополита в значительной мере утрачивает иллюзии избранности единственной державы ойкумены — империи ромеев. Отличительной чертой политического развития после 1204 г. становится "многовластие": "Так как в то время везде дела делались по-своему по причине многовластия, то естественно, что и наша история должна разбегаться по разным сторонам". Плюрализмом отмечена и идея императорской власти: императором сплошь и рядом называется не только византийский василевс, но и болгарский царь, и латинский правитель Константинополя, а церемониал встречи василевса с турецким султаном весь под пером историка представлен как встреча равных политических фигур.
Свойственное Акрополиту стремление к объективности изложения приводит к значительному ограничению идеи "ромеопентризма" в оценке исторических событий.
Эрудитский историзм Георгия Акрополита представляется непосредственным предшественником мировосприятия периода так называемого Палеологовского возрождения.
Сведения о Восточной Европе "Хроники" Георгия Акрополита касаются русских князей, правивших или (и) живших в Чернигове, Галиче, Киеве, а также половцев, вытесняемых в Подунавье татаро-монголами, и русской беглой вольницы, осевшей там же. У Акрополита впервые в византийской традиции встречаются подробные рассказы о передвижении татаро-монголов в Европу, на Русь.
"Эпитафия императору Иоанну Дуке" посвящена смерти Иоанна III Дуки Ватаца 3 ноября 1254 г. и прочитана сразу после его погребения 9 ноября. В ней сообщается о вторжении на Балканы половцев, изгнанных из южнорусских степей под натиском татаро-монголов.
Издание: Georgii Acropolitae Opera / Rec. A. Heisenberg, ed. corr. P. Wirth. Stuttgart, 1979. Vol. 1-2.
Перевод: Георгий Акрополит. История / Пер., вст. ст. и комм. П. И. Жаворонкова. СПб., 2005.
Литература: Heisenberg 1900. Bd. 2. Hft. 4. S. 463-558; Heisenberg 1900a. Bd. 36. S. 657-679; Ников 1919; Пашуто 1968. С. 300-301; ИБИ. 1971. Т. XV. С. 150-213; Златарски 1972. Т. 3. С. 456-466; Moravcsik. ВТ. I. S. 266-268.
ХРОНИКА
("История")
Когда у императора Исаака, правившего в Константинополе, умерла супруга, он взял в жены, как говорилось, венгерку, дочь венгерского государя[1]. А поскольку он пожелал устроить свадьбу, — а она была царской, — то счел нужным сделать и достойные ее расходы. Поэтому со всей империи ромеев собирались овцы, свиньи и быки. А так как больше других выращивает их земля болгар[2], то от них и потребовали больше всего. Племя же болгар, с самого начала бывшее враждебным ромеям, оказалось для них в течение многих лет виновником большого числа войн, пленения людей, захвата городов и других бесчисленных бедствий, пока, наконец, не было покорено императором Василием[3], которого за это назвали Болгаробойцей. И вплоть до императора Исаака [этот] народ платил подать ромеям[4], но в связи с таким налогом поднял мятеж[5]. Восстал некто по имени Асань и сделался царем страны[6], подчинив себе все земли внутри Гема[7] до Истра[8]. Вследствие этого на ромеев обрушились большие неприятности. Ибо болгары, имея союзником скифов[9], наносили много вреда державе ромеев. Поэтому император Исаак, вынужденный собрать все войско ромеев, отправился против них[10]. Пройдя берегом моря по дороге, ведущей через город Месемврию[11], он прибыл в пределы Гема. Асань вместе со своим войском прибыл в городок под названием Стринав[12]. Император Исаак разбил там же лагерь и осадил болгар, но попался на их военную хитрость.
Кто-то из болгар под видом перебежчика прибыл к императору и сообщил ему [о готовящемся] нападении скифов, и тот, устрашенный [этим] сообщением, снялся с места, хотя этот городок уже на следующий день собирался сдаться. Он ушел не по той дороге, по которой пришел, а, обманутый болгарином, решил пойти самым кратчайшим путем[13]. Но при проходе какого-то ущелья[14] на него напали болгары, разгромили всю его армию[15] и захватили все снаряжение войска, а также вещи самого императора. Множество ромеев пало, а те совсем немногие, что спаслись вместе с императором, оказались без доспехов. А народ болгар с этого времени кичился тем, что захватил у ромеев такую большую добычу, а также драгоценные предметы из знаков императорского достоинства. Ибо им достались высокие шапки[16] императора, фиалы знатных мужей, множество денег и даже сам императорский крест. Они нашли его вскоре в реке, куда он был брошен кем-то из священников. Крест был сделан из золота, заключал посередине вырезанный в форме креста [кусочек] священного Древа, на котором был распят Владыка Христос, а кроме того, имел множество маленьких ларцов, в которых хранились мощи прославленных мучеников, молоко Богоматери, кусочек Ее пояса и многое другое, относящееся к святым вещам. А император Исаак вернулся в Константинополь, словно беглец...
Этот Иоанн, после того как стал царем болгар, оказался виновником многих несчастий [не только] ромеев, но по счастливой случайности и италийцев. Ибо он был царем болгар тогда, когда Константинополь был захвачен [латинянами]. После того как италийцы подчинили своей власти всю территорию Македонии[17] (тогда в Константинополе правил ими император Балдуин), они известили город Адрианополь[18], чтобы он подчинился их власти. А царю болгар Иоанну еще раньше уцалось захватить Филиппополь[19] и взять в плен большое число ромеев. Когда же жители Адрианополя не захотели подчиниться италийцам, то последние выступили против них вместе со своим императором Балдуином и наместником дожа Венеции[20] в Константинополе. Приведенные в немалое затруднение жители Адрианополя обращаются к царю болгар Иоанну, чтобы он объединился с ними и защитил от ожидаемой опасности. Он с удовольствием принял это [предложение] и, взяв с собой скифов, задумал одержать верх с помощью хитростей, так как не надеялся победить латинян открыто. И вот, находясь где-то далеко от Адрианополя, он посылает против италийцев скифов, чтобы применить против них скифское военное искусство[21]. Италийцы обычно ездят на высокорослых лошадях и защищены с головы до ног тяжелыми доспехами, а поэтому не спеша бросаются на врагов; скифы же, вооруженные более легко, быстрее нападают на неприятеля. Не знавшие этого италийцы были разбиты и побеждены[22] военной хитростью, так что и сам их император Балдуин попал в плен и был приведен связанным к царю болгар Иоанну[23]...
Дойдя до самой Фессалоники[24], он умер здесь от плеврита[25], но некоторые говорили, что смерть его произошла от Божьего гнева. Ибо ему во сне явился вооруженный муж[26], подошел к нему и ударил копьем в бок. Действительно, никогда никто ромеям не приносил такого несчастья, как он, почему и получил прозвище "собака": все называли его Скилоиоанн [собака-Иоанн]. Ибо, склонив на свою сторону племя скифов, соединившись с ними родственными узами[27] и усвоив характер их звериной природы, он наслаждался убийствами ромеев. Как только он умер, правителем болгар стал сын его сестры, по имени Борил[28], который взял в жены [свою] тетку-скифянку[29]. А сына Асаня Иоанна, о котором я говорил и который был еще юн, кто-то тайно забрал и отправил к скифам[30]. Таковы были дела у болгар. После этих событий речь пойдет о наишх делах...
И снова речь пойдет о делах болгар. Первый царь болгар Асань имел двух сыновей: Иоанна и Александра[31]. Коща в Болгарии воцарился вышеупомянутый Борил, сын Асаня Иоанн, предпочтя изгнание, ушел в страну росов, прожил там довольно долго[32] и, собрав вокруг себя некоторых беглецов росов[33], потребовал отцовского наследства, а затем сразился с Борилом, победил его и стал владеть значительной территорией. Борил же затворился в Триново и в течение семи лет выдерживал осаду[34]. Когда же его сторонники сильно устали, они перешли на сторону Иоанна Асаня. А Борил, попытавшись бежать, был схвачен и ослеплен Иоанном. Таким образом, Иоанн стал владеть всей страной болгар. Таковы были дела в Болгарии.
Однако Феодор Ангел[35] разорвал союз с Иоанном Асанем, так как был человеком дерзким и непостоянным не только в делах царских, но вообще во всех общественных делах, часто нарушал клятвы и договоры с соседями. Он пошел против болгар, собрав большое войско, состоящее из ромеев и италийцев. Пройдя мимо Адрианополя, он направился вверх по Гебру, ища [случай] сразиться с болгарами. Нашел же он свою погибель, ибо думал, что болгары испугаются и совсем не выдержат даже одного натиска его войска. Однако болгары так не [думали]. Иоанн Асань, ободренный клятвопреступлением и нарушением договоров Феодором Ангелом больше, чем своими силами, взяв от скифов небольшое вспомогательное войско (счет не шел на тысячи) и повесив, как некоторые говорили, на знамени письменную клятву Феодора, более уверенным отправился на битву. Войска сошлись около Гебра в одном месте, называемом Клокотиницей. И если говорить совсем кратко, то Феодор был разбит силами болгар и скифов[36], пленен сам, а также немало его родственников, высших должностных лиц и избранных особ. И все их имущество досталось болгарам...
Около этого времени и племя скифов, после того как татары напали на них[37], а скорее те из них, которые избежали меча, переправившись на бурдюках через Истр, пересекли вместе с детьми и женами Гемм, вопреки желанию болгар, — ибо их было много тысяч, — и заняли земли Македонии. Одни разбили пастбища около Гебра и на тамошних равнинах, другие — в нижерасположенных районах и по реке, которая на местном наречии, как мы говорили, называется Марица. Ибо в действительности это — Гебр, который течет до города Энос[38], а затем [разделяется] на рукава и впадает в Эгейское море. Так как в него впадают и другие реки, делая многоводным, то он имеет разные названия у проживающих там жителей. Они разграбили все земли в Македонии и за короткое время обезлюдили всю область и превратили ее, как говорит пословица, в скифскую пустыню, а также захватили некоторые из городков, которые были слабо укреплены. Многих убили, остальных ограбили, пленили и продали в большие города, такие как Адрианополь, Дидимотих, Виза, Каллиуполь[39]. И если где-то было по-иному, значит такой город был хорошо защищен крепкими стенами и охранялся множеством жителей.
Болгары же, не обращая внимания на договоры с ромеями, дали франкам возможность перейти свои границы, делая вид, что их силой заставили разрешить проход. И город Цурул снова был взят напавшими на него латинянами и соединившимися с ними скифами[40]. Защищал его Иоанн Петралнфа, пожалованный императором Иоанном в великие хартуларии, человек мужественный в бою и с детства обучавшийся военным делам. Однако, окруженный неисчислимым количеством латинского и скифского войска, а также множеством стенобитных машин, он сдал этот город италийцам[41]. Правда, некоторые говорили, что некие люди тайно замышляли измену, и поэтому он боялся внезапного взятия [города]. Таким образом, латиняне овладели Цурулом...
После того как умер болгарин Асань и государством болгар стал править мальчик, император Иоанн, пользуясь случаем, задумал лишить Иоанна, сына Ангела[42], носимого им императорского титула. Прежде всего он привлекает посланиями на свою сторону отца его Феодора. И, конечно, тот, неожиданно оказавшийся у руля государства, совсем не думал, что с ним может что-то случиться, и прибыл к императору Иоанну. Последний принял его радушно и окружил почестями, называя своим дядей, сажал рядом с собой за стол и оказывал другие знаки внимания. Когда же он оказался в его руках, то император присоединил к своим ромейским силам испытанное в боях войско из скифов (ибо император Иоанн недавно подарками и разными благодеяниями привлек их на свою сторону, смягчил дикие нравы, вывел из Македонии и переселил в восточные области[43]); а потому, смело полагаясь на них и не ожидая ничего плохого со стороны болгар как вследствие заключенного договора, так и потому, что болгарами управлял мальчик, двинулся с Востока и, переправившись чрез Геллеспонт, отправился в поход[44] с ромейским и скифским войсками против Иоанна, называемого императором Фессалоники...
Прошло немного дней, и тахары[45] выступили против мусульман, сразились с ними и победили[46]. Это известие раньше всех дошло до императора, так как было отправлено его сыном императором Феодором[47], которого он оставил в областях Пиг[48].
Когда, как мы упоминали, войско тахар разбило мусульман, ими правил султан по имени Ятатин[49], сын султана Азатина[50], из доброго государя превратившийся в дурного. Ибо он находил удовольствие только в пьянстве, в чувственных наслаждениях, в неслыханном и чудовищном разврате и вообще всегда общался с людишками, не имеющими ни разума, ни человеческой природы. Отец его не был таким, хотя, конечно, тоже платил дань чувственным наслаждениям, но умеренно, а поэтому лучше своих предшественников вел дела военные и был дружески расположен к императору. А этот обильно пожинал плоды удовольствий. Попытался сразиться с тахарами, но был разбит.
Ибо император Иоанн, пользуясь благоприятным в то время моментом, когда, как мы сказали, племя тахар было занято другими народами и отложило на время борьбу с султаном Икония (оно совершало поход против Вавилона[51] и близлежащих окрестностей этого города, правителя которого мусульмане обычно называют халифом), переправился в начале лета через Геллеспонт, оставив на востоке своего сына Феодора...
Это происходило, когда лето уже закончилось, да и осень подходила к концу[52]. Но не думая о времени года и не предвидя суровости зимы, — ибо он стремился удовлетворить только собственное желание, император двинул все войско из Адрианополя, приказав собрать большое число повозок со всех районов Македонии и доставить на одних метательные машины и стенобитные орудия, а на других привезти провиант войска. Кроме того, он повелел собрать вместе огромное количество пеших воинов, лучников и коринофоров[53]...
Когда же он все хорошо снарядил по-своему и как хотел, то, выступив из Адрианополя, пошел к Цепене. Войско прошло [только] четыре стоянки, как в месте, которое называется Макроливада[54] (впервые увидевшие его очень удачно дали название), на них обрушилась ужасная непогода. Начавшись вечером, за ночь холод и порывы ветра усилились настолько, что поверхность земли покрылась толстым слоем снега, и на рассвете император оказался в большом затруднении. Это место было необитаемо, и враги находились близко; к тому же не меньше угнетала и ожидаемая нехватка необходимых припасов, что было более страшным для войска. Приведенный в такое затруднение, он собрал на совет военачальников войска не только из ромеев, но также и из латинян и скифов[55], и спрашивал их, что нужно делать. Почти все они советовали возвратиться в Адрианополь...
[1] Византийский император Исаак II Ангел (1185—1195) вторым браком был женат на дочери венгерского короля Белы III (1172-1196) Маргарите (в нач. 1186). Имя первой жены неизвестно.
[2] Имеется в виду Болгария — государство, основанное в 680-681 гг. между Дунаем и Балканами.
[3] Василий II Болгаробойца (976-1025).
[4] Т.е. с 1018 по 1185 г. Болгария была под властью Византийской империи.
[5] Восстание болгар началось в октябре-ноябре 1185 г.
[6] Иван I Асень (1186-1196), один из трех братьев Асеней, ставший с 1186 г. царем-правителем Второго Болгарского царства.
[7] Балканский хребет.
[8] Р. Дунай.
[9] "Скифами" Акрополит называет куманов (половцев). Толкование этнонима в данном случае как славянского ошибочно, хотя русский этнический элемент мог присутствовать среди половцев под названием "тавроскифы" (Литаврин 1999. С. 353-362).
[10] Имеется в виду четвертый поход Исаака II летом 1190 г.
[11] Совр. г. Несебр в Болгарии, на берегу Черного моря.
[12] Совр. г. Велико-Тырново — будущая столица Второго Болгарского царства.
[13] Через Балканский хребет к Верое (Борую).
[14] Где-то в Тревненских горах.
[15] Разбит был только обоз и середина войска. Исаак II и его брат Алексей с остальным войском спаслись.
[16] Калиптры, украшенные жемчугом и драгоценными камнями.
[17] Историческая область на Балканском п-ове, к западу от Фракии.
[18] Совр. г. Эдирне в Турции.
[19] Совр. г. Пловдив в Болгарии.
[20] На самом деле с самим дожем Венеции — Энрико Дандоло.
[21] Военная хитрость половцев состояла в нападении на врага малыми силами с последующим быстрым отступлением, заманивавшим противника в засады и ловушки, когда в бой вступали свежие силы половецкой конницы. Их обычная численность — 10-14 тысяч всадников.
[22] В битве под Адрианополем 14 апреля 1205 г. пало 7 тысяч участников IV Крестового похода.
[23] Латинский император Бодуэн (Балдуин) I (1204-1205) был отправлен в плен в г. Тырново, где вскоре и умер (был убит?).
[24] Речь идет о болгарском царе Калояне (1197-1207), отправившемся против г. Фессалоники в сентябре 1207 г.
[25] Калоян умер (или был убит) 8 октября 1207 г. Возможное убийство связывают с кознями его жены-куманки.
[26] Легенда о св. Димитрии — защитнике г. Фессалоники.
[27] Имя жены-куманки — Мария.
[28] Борил (1207-1218).
[29] Т.е. вдову Калояна.
[30] Юный Иван Асень и его младший брат Александр были отправлены к половпам, а оттуда на Русь, скорее всего, в Галицкое княжество.
[31] После возвращения из Руси в Болгарию в 1218 г. Александр помогал старшему брату Ивану.
[32] Иван Асень прожил в Галицком княжестве (или в Киеве?) десять лет — с 1207 по 1217 г.
[33] Могут иметься в виду Галицкие беглецы, "выгонцы", т.е. бояре, изгнанные из Галицкой Руси в Понизовье в нач. XIII в. князем Романом Мстиславичем (Пашуто 1950. С. 169).
[34] Ошибка Акрополита: осада Тырнова имела место в 1217—1218 гг.
[35] Феодор Дука Ангел — правитель Эпирского царства (1215-1230), с 1224 г. — император Фессалоники, заключивший в 1228 г. договор с Иваном II Асенем.
[36] 9 марта 1230 г.
[37] Речь идет о 1237 г., когда половцы большими силами вторглись в Болгарию. Акрополит упоминает и о разгроме половецкого (и русского) войска в битве с татаро-монголами на р. Калке в 1223 г. под командованием хана Батыя.
[38] Совр. г. Энез в Турции.
[39] Совр. г. Галлиполи в Турции.
[40] Союз с половцами Бодуэн II заключил во время прохождения войска по территории Венгрии и Болгарии в конце 1239 г.
[41] Весной-летом 1240 г.
[42] Иван II Асень умер в 1241 (или 1242) г., когда Болгарией стал править семилетний Калиман Асень (1241/42-1246) под управлением регентов. Император Иоанн — василевс Иоанн III Дука Ватац (1221-1254), противник Феодора Дуки Ангела Комнина.
[43] Половцы, расселенные в 1239 г. с согласия короля Белы IV в Венгрии. Но после того, как хан Котян и многие его полководцы были там перебиты, 40-тысячная орда пошла в Болгарию и далее на юг. В 1241/42 гг. расселены во Фракии и Малой Азии, составив мобильные отряды конницы.
[44] Весной 1243 г.
[45] Т.е. татары (татаро-монголы).
[46] 26 июня или 2 июля 1243 г. войска иконийского султана Гияс ад-Дина Кай-Хосрова II (1237—1246) потерпели поражение от татар.
[47] Сын Иоанна III Дуки Ватаца, будущий император Никейской империи Феодор II Ласкарь (1254-1258).
[48] Пиги - город на северо-западе Малой Азии.
[49] Гияс ад-Дин Кай-Хосров II.
[50] Изз ад-Дин Кай-Кавус I (1211-1219), султан, правивший из столицы — г. Икония в центре Малой Азии (совр. Конья).
[51] Г. Багдад.
[52] Осень 1255 г.
[53] "Булавоносцы". Возможно, часть варяжской (варяго-русской) дружины византийского императора.
[54] На северо-западе от болгарского г. Хасково.
[55] Куманов-половцев.