(6) [Что же касается] Херсонеса, то, за исключением горной области на морском берегу до Феодосии, вся остальная [часть его представляет] равнину с хорошей по чвой и чрезвычайно богатую хлебом: [земля], вспаханная [как попало] любым пахарем, дает [урожай] сам-тридцать. [Жители] давали в дань Митридату 180 000 медимнов хлеба и двести талантов серебра вместе с азиатскими местечками возле Синдики. И в прежние времена отсюда вывозился хлеб к эллинам, подобно тому как соленая рыба из Меотиды. Рассказывают, что Левкон послал из Феодосии афинянам два миллиона сто тысяч медимнов[1]. Эти самые [жители полуострова] специально назывались земледельцами вследствие того, что [народы], обитавшие выше их, были номады, питавшиеся мясом разных животных, преимущественно же кониной, а также кобыльим сыром, молоком и сывороткой (последняя, будучи особым образом приготовлена, составляет для них лакомство). Поэтому-то поэт и назвал всех здешних жителей млекоедами[2]. Номады занимаются больше войною, чем разбоем, и войны ведут из-за дани: предоставив землю во владение желающим заниматься земледелием, они довольствуются получением условленной умеренной дани, не для наживы, а для [удовлетворения] ежедневных жизненных потребностей; в случае же неуплаты денег [данниками] начинают с ними войну. Вот почему поэт назвал этих самых людей и справедливыми, и вместе неимущими средств[3]. Действительно, они даже не начинали бы войны, если бы дани были правильно им уплачиваемы.
А не платят им те, которые уверены в своих силах, так что могут или легко отразить нападающих, или воспрепятствовать вторжению. Так, по словам Гипсикрата[4], поступил Асандр[5], отгородивший стеною перешеек Херсонеса у Меотиды [длиною] в триста шестьдесят стадиев и поставивший по десяти башен на каждом стадии[6]. Земледельцы же, хотя и слывут в отношении воинственности за людей более мирных и более цивилизованных, но, будучи корыстолюбивы и соприкасаясь с морем, не воздерживаются от разбоев и тому подобных незаконных средств к обогащению.
(7) Кроме перечисленных пунктов, в Херсонесе существовали и укрепления, которые построил Скилур и его сыновья и которые служили для них опорными пунктами в военных действиях против митридатовых военачальников, [именно] Палакий, Хаб и Неаполь[7]. Был также и Евпатории[8], основанный Диофантом, полководцем Митридата. На расстоянии около пятнадцати стадиев от стены херсонесцев есть мыс, образующий залив порядочной величины, направляющийся к городу. Выше него лежит морское болото солеварней. Здесь был и [порт] Ктенунт. Для того чтобы бороться [со скифами], царские военачальники во время осады поставили на упомянутом мысу гарнизон, оградив это место стеной, и засыпали вход в залив до самого города, так что [можно было] без затруднений переправляться сухим путем и из двух городов сделался как бы один. С этих пор они легче отражали скифов. Когда же [последние] напали и на укрепление перешейка при Ктенунте и стали заваливать ров тростником, то царские [солдаты] ночью сжигали часть плотины, выстроенную днем, и [таким образом] сопротивлялись до тех пор, пока не победили. Теперь вся [эта страна] находится под властью боспорских царей, которых назначают римляне.
(8) У всех скифских и сарматских племен есть обычай холостить лошадей, чтобы сделать их более послушными; ибо лошади у них хотя и не велики, но очень горячи и неукротимы. Охоты устраиваются в болотах на оленей и кабанов, а в степях — на диких ослов и коз. Особенность этой страны состоит также в том, что в ней не водятся орлы. В числе четвероногих водится так называемый "колос", по величине занимающий середину между оленем и бараном, белый и быстротой бега превосходящий названных [животных]; во время питья он ноздрями [втягивает] воду в голову и затем несколько дней сберегает ее здесь, так что легко может жить в безводных [местах]. Такова вся [страна, лежащая] по ту сторону Истра, между Рейном и рекой Танаисом, до Понтийского моря и Меотиды.
(Перевод С.В. Мирогиникова из: ВДК 1947. 4. С. 199-207)
XI, 1 (5) Переходя в описании земли от Европы к Азии, мы встречаем сперва северную часть [принятого нами] деления Азии на две [части][9]; поэтому с нее и должны начать [описание]. Из самых этих [северных стран] первыми представляются области по Танаису, который мы приняли границей Европы и Азии...
XI, 2 (1) При таком делении первую часть, начиная с северных стран, обращенных к Океану, населяют некоторые скифы, кочующие и живущие в повозках; ближе их — сарматы, тоже скифское [племя], аорсы и сираки, спускающиеся к югу до Кавказских гор; одни из них кочуют, другие живут в шатрах и занимаются земледелием. У [самого] озера живут меоты. У моря лежит азиатская часть Боспорского царства и Синдика, а за ней [живут] ахеи, зиги, гениохи, керкеты и макропогоны[10]. Выше их лежат теснины фтейрофагов[11]. За гениохами находится Колхида, лежащая под Кавказскими и Мосхийскими горами. Так как границей Европы и Азии поставлена река Танаис, то, начиная с нее, мы и опишем подробно [эти местности].
(2) [Танаис] течет из северных стран, однако в направлении, не прямо противоположном Нилу, как полагает большинство, а восточнее его и, подобно ему, из неизвестных истоков. Но [Нил] известен в большей части [своего течения], так как течет по стране, везде доступной, и на большом протяжении судоходен, а что касается Танаиса, то устья его мы знаем (их два, в самой северной части Меотиды, на расстоянии шестидесяти стадиев одно от другого), а выше устьев известна лишь небольшая часть по причине холодов и скудости страны, которую могут переносить туземцы, питающиеся мясом и молоком по обычаю кочевников, а чужестранцы не выносят. Кроме того, кочевники, неохотно вступая в сношения с другими [народами] и отличаясь численностью и силою, преграждают доступ даже в удобопроходимые части страны или по реке, где она допускает плавание вверх. По этой-то причине одни предполагали, что [Танаис] берет начало в Кавказских горах и, поднявшись далеко на север, затем поворачивает назад и впадает в Меотиду (с ними согласен и Феофан Митиленский[12]), а другие — что он течет от верхних частей Истра[13]. Но они ничего не приводят в доказательство течения его из столь отдаленных [стран] и из других широт, как будто он не может [течь] из близких местностей и с севера.
(3) При впадении реки в озеро лежит соименный [реке] город Танаис, основанный эллинами, владеющими Боспором[14]. Недавно его разрушил [до основания] царь Полемон за неповиновение[15]; [раньше] он служил общим торговым местом для азиатских и европейских кочевников и для приезжающих по озеру из Боспора; первые доставляли рабов, шкуры и разные другие товары кочевников, а другие взамен привозили на судах платье, вино и прочие предметы, свойственные цивилизованному образу жизни. Перед городом на расстоянии ста стадиев лежит остров Алопекия[16], имеющий смешанное население; неподалеку на озере есть и другие островки. Танаис отстоит от устья Меотиды, если плыть прямо на север, на две тысячи двести стадиев, а если плыть вдоль берега, то [выйдет] немного больше.
Раскопки города Танаиса
(4) При плавании вдоль берега первым от Танаиса, на расстоянии восьмисот стадиев, будет так называемый Большой Ромбит, в котором есть множество пунктов для ловли рыбы, [идущей] на соление. Затем, на расстоянии еще восьмисот стадиев, — меньший Ромбит и мыс также с рыбными ловлями, [но] меньших размеров. Одни имеют... раньше островки пунктами отправления, а на Малом Ромбите работают сами меоты. На всем этом побережье живут меоты, хотя и занимающееся земледелием, но воинственностью не уступающие номадам. Они разделяются на довольно многие племена, [из которых] ближайшие к Танаису отличаются большей дикостью, а прилегающие к Боспору — более мягкими нравами. От Малого Ромбита шестьсот стадиев до Тирамбы и реки Антикита[17], затем сто двадцать стадиев до селения Киммерийского, которое служит местом отправления для плывущих по озеру. На этом побережье указывают еще несколько сторожевых башен клазоменцев.
(5) Киммерик[18] прежде был городом, построенным на полуострове и замыкавшим перешеек рвом и валом. Киммерийцы некогда имели большую силу на Боспоре, вследствие чего и Боспор был назван Киммерийским. Это [тот народ], который делал набеги на живущих внутри страны по правую сторону Понта[19], до Ионии[20]. Киммерийцев изгнали из страны скифы, а скифов — эллины, основавшие Пантикапей и прочие города на Боспоре.
(6) Затем двадцать стадиев до Ахиллова селения, в котором есть святилище Ахилла. Здесь самое узкое место в устье Меотиды, [шириною] около двадцати стадиев или [несколько] более; на противоположном берегу лежит селение Мирмекий (вблизи Гераклия) и Парфений.
(7) Отсюда девяносто стадиев до памятника Сатира[21], это насыпанный на мысе [курган] одного из [царей], славно господствовавших на Боспоре.
(8) Недалеко отсюда селение Патраэй, от которого сто тридцать [стадиев] до деревни Корокондамы; последняя представляет предел так называемого Киммерийского Боспора. Так называется пролив при устье Меотиды, от узкого места у Ахиллова селения и Мирмекия тянущийся до Корокондамы и лежащей против нее, в Пантикапейской земле, деревеньки по имени Акра, отделенной семьюдесятью стадиями водного пути. Доселе доходит и лед, так как в морозы Меотида сковывается льдом до того, что по ней ходят пешком. Весь этот пролив имеет прекрасные гавани.
[1] О хлебной торговле Боспора с Афинами см. выше речи Демосфена и других афинских ораторов.
[2] Имеется в виду Гомер (см. выше: Нот. II. XIII, 6).
[3] См.: Нот. И. XIII, 6: абии — .
[4] Гипсикрат — греческий историк и грамматик из Амиса, живший в I в. до н.э.
[5] Асандр — боспорский царь, правивший в 47-17 гг. до н.э.
[6] В Восточном Крыму находятся остатки нескольких земляных валов разного времени, призванные защищать территорию Боспорского царства от кочевников степного Крыма.
[7] Скифские города в Северо-Западном Крыму (см. об их локализации: Дашевская 1958. С. 143-150); Неаполь Скифский был столицей Крымской Скифии, его раскопки ведутся в окрестностях совр. г. Симферополя (см.: Высотская 1979).
[8] Город в западном Крыму, сохранивший свое название до наших дней.
[9] По мнению Страбона (II, 5, 31), распространенному также среди других географов, Азия разделяется на две части — северную и южную — горным хребтом Тавром, который тянется от Малой Азии до Восточного океана.
[10] Этот этноним переводится как "длиннобородые"; в других источниках не встречается.
[11] Это название может переводиться или как "вшееды", или как "поедающие сосновые шишки".
[12] Феофан Митиленский — политический деятель и историк Помпеевых войн, старший современник Страбона.
[13] По-видимому, эта версия истоков Танаиса связана с представлением о том, что все реки Восточной Европы, включая Дунай, вытекают из Рипейских гор.
[14] Основание города Танаиса произошло, по-видимому, в 280-275 гг. до н.э. Это был крупнейший в Северном Приазовье город со смешанным греко-варварским населением, служивший центром торговли греков с местным населением.
[15] Царь Понта Полемон I разрушил Танаис ок. 16 г. до н.э.
[16] Под Алопекией понимался, очевидно, остров, образуемый устьями Дона.
[17] Под Антикитом следует понимать северное азовское устье Кубани-Гипаниса.
[18] Киммерик (или Киммерий у Плиния, VI, 18 и Птолемея, III, 6, 5) находится на другом берегу Керченского пролива в Северо-Восточном Крыму, в отличие от только что упомянутого Киммерийского селения, которое находится на севере Таманского полуострова. Здесь Страбон делает неожиданный "заход в Европу", хотя цель его — описать "азиатскую" часть Боспорского царства.
[19] Под правой стороной Понта следует понимать Восточное Причерноморье, расположенное справа от входящих в Черное море через Босфорский пролив.
[20] Киммерийцы в своих походах в Малую Азию доходили до ионийских городов Эгейского моря.
[21] Имеется в виду боспорский правитель Сатир I (умер в 389/388 г. до н.э.). Местонахождение памятника Сатира до сих пор не установлено (подробнее см.: Завойкин 2003. С. 47-62).