Период с середины XIV до конца XV в. принято выделять как время существования в Польше сословной монархии, которой на смену в XVI-XVIII вв. пришел режим "шляхетской демократии", в сущности, представлявшей собой тоже модель сословного устройства государства, но с совершенно особыми чертами, позволившими противопоставить ее "нормальной" сословной системе.
Каковы были основные институты сословной монархии XIV-XV вв., как они сложились и как на их основе выросли институты "шляхетской демократии"?
Центральным инcтитутoм была королевская власть. При короле существовал королевский совет, объединявший высших светских и церковных сановников, выходцев чаще всего из аристократии.
Среди органов центрального управления главным являлась королевская канцелярия, руководимая канцлером и подканцлером. Очень важным институтом стало казначейство во главе с королевским подскарбием. В XIV в. государственная казна не была еще отделена от королевской, но в XV в. последняя отделилась от государственной, возглавлял ее надворный подскарбий. Управление двором и его делами осуществлялось маршалком. В XV в., как и в случае с казной, рядом с королевским (коронным) маршалком появился и надворный. Их функции, однако, не имели четкого разграничения. Существовал и ряд придворных должностей, которые носили, скорее, церемониальный, чем управленческий характер: подкомории, кравчии, конюшии, постельничии и т.д.
Главной опорой королевской власти в провинции были старосты, которые пришли на место прежних каштелянов. Они выступали представителями короля на местах и как бы заменяли его во всех вопросах региональной администрации. В руках старосты сосредоточивалась судебная власть (первоначально даже над рыцарями), организация обороны и шляхетского ополчения (посполитого рушения), полицейские функции, сбор податей, налогов и пошлин. Старосты управляли и имуществом короля на данной территории. Как правило, они являлись выходцами из небогатой шляхты, были лично связаны с королем и, будучи ему всем обязаны, до поры до времени служили верно и ответственно.
Наряду с государственными должностями и органами администрации существовали и земские должности и институты, первоначально ликвидированные Владиславом Локетком, но затем восстановленные Казимиром Великим и получившие широкое развитие в XV в. Это воеводы, каштеляны, земские подкомории, войские, хорунжии и т.п. Они чаще всего не имели реального административного веса, но были привлекательны и важны для шляхты, так как составляли форму ее участия в государственной и общественной жизни. На эти должности дворяне пожизненно назначались королем. Постепенно они становились наследственными.
Главным элементом военной организации со времен Казимира Великого было посполитое рушение - ополчение, в котором обязаны были принимать участие все, кто владел землей на рыцарском праве. В посполитом рушении участвовали также солтысы и войты поселений, основанных на немецком праве. Ополчение делилось на хоругви, каждая из которых представляла определенную землю. Отдельные хоругви приводили с собой магнаты.
Таким образом, в XIV-XV вв. сушествовали предпосылки для создания сильного централизованного государственного аппарата. Однако с конца XIV в. (условным рубежом можно считать Кошицкий привилей 1374 г.) начался процесс сужения прерогатив королевской власти за счет расширения прав и привилегий шляхты. В XV в. ограничение власти короля выразилось в том, что в регионах стало падать значение старост как королевских наместников. Должность старосты рассматривалась как пожизненная, переходила в руки местной знати, теряя тем самым тесную связь с центральной администрацией. Постепенно суд старосты как представителя центральной власти начал уступать место земскому суду, который становился еще более независим от воли королевских администраторов. Все это угрожало централизации государства.
Королевский совет в XV в. при обретает все больший вес и значение. Если раньше он был чисто совещательным органом, назначавшимся королем, то теперь в него по должности и по традиции входят епископы, виднейшие представители местной администрации, некоторые придворные чины. Совет превращается в рупор и орган земельной аристократии.
Самой же важной стороной трансформации органов государства в XV в. стало складывание системы польского сословного представительства - общепольского (вального) сейма, провинциальных и земских сеймиков. Именно на этом фундаменте в конце XV-XVI вв. создаются базовые институты польской "шляхетской демократии". Их генезис достаточно ясен. Менее очевидны причины, вызвавшие к жизни эту специфическую модификацию сословно-представительной монархии. Сказать, что ее появление с неизбежностью детерминировано какими-либо предшествующими процессами в польском обществе и государстве, было бы неверно. Скорее, наоборот, "шляхетская демократия" составляет некую, не укладывающуюся в жесткие схемы аномалию на европейском фоне. Самый факт ее существования на протяжении нескольких веков показывает, что отклонения от "нормы", аномалии и альтернативы в истории не менее закономерны, чем то, что считается "нормальным".
Система "шляхетской демократии" опиралась на сейм, сеймики и разветвленное древо земских должностей.
Общепольский вальный сейм, или парламент, с конца XV в. состоял из двух частей: посольской палаты (избы) и сената. Происхождение сената достаточно ясно: он развился из королевского совета, постепенно превращающегося из совещательного органа при короле в фактически независимый орган, участие в котором стало не только правом, но и обязанностью высших лиц государства и церкви: епископов, канцлера, подканцлера, гетмана, подскарбия, маршалка, воевод и каштелянов. Частота заседаний сената сначала зависела исключительно от короля, потом стала определяться традицией и ритмом работы сейма в целом.
Сеймы - общепольские (вальные), провинциальные и поветовые - возникли на основе удельных вечевых собраний рыцарства, но в чем состояла их роль в XIV в., в эпоху единовластного правления королей, сказать трудно. Известно, например, что статуты Казимира были приняты на раздельных съездах великопольской и малопольской шляхты. В XV в. их деятельность прослеживается с большей отчетливостью. В это время созыв общепольских съездов шляхты стал регулярным фактом польской общественно-политической жизни. Однако каких-либо строгих правил созыва и проведения сеймов и сеймиков не существовало. Ведущую роль играли члены королевского совета, представители местной администрации и носители земских должностных титулов. Выборных шляхетских депутатов не было, для участия в сеймах и сеймиках съезжалась в основном шляхта того региона, где проходил сейм. Не было и отрегулированной процедуры голосования: рядовые участники собрания шумом и криками выражали свое одобрение или неодобрение.
Компетенция и состав провинциальных сеймов были такими же, как и у вальных сеймов, с той только разницей, что их решения имели силу лишь в пределах данной земли. Сам факт существования этих сеймов делал их известным противовесом вальному сейму, и король мог опереться на их авторитет в случае несогласия с общепольским рыцарским собранием.
Что касается местных, земских, сеймиков, то они развились в XV в. главным образом в противовес власти старосты и деятельность их сосредоточивалась в основном на локальных проблемах - в первую очередь судебных, а также административных, полицейских и финансовых. Шляхта здесь имела перевес над магнатами, и ее участие в выработке решений было более деятельным и весомым, не сводясь к крикам одобрения или несогласия.
Важнейшая особенность сеймов и сеймиков - их односословность. Хотя представители некоторых городов и капитулов принимали участие в заседаниях, доминирование шляхты было неоспоримым. В XVI-XVIII вв. городские делегации нескольких крупнейших городов имели право лишь совещательного голоса в решении тех или иных вопросов, касавшихся городской жизни.
Польские сеймы и сеймики XV в. еще не приобрели той формы и значения, какие им присущи в XVI-XVIII вв. Во-первых, не проходили пока выборы шляхетских депутатов из числа участников сеймиков в провинциальный или вальный сейм, что стало правило м лишь в течение ХVI в. Во-вторых, только в конце XV в. стала складываться двухпалатная структура сейма, в то время как раньше сенат действовал вне сейма и независимо от него. Первый сейм, на заседаниях которого сенат и посольская изба объединились, состоялся в 1493 г. после смерти Казимира Ягеллончика. Правда, сенат в это время и в начале XVI в. количественно превосходил очень немногочисленную посольскую избу. В-третьих, полномочия сеймов и сеймиков в XIV-XV вв. были намного уже, чем позднее, когда они стали определять ход политической и общественной жизни в Польше.
автор статьи М.В. Дмитриев