Как и во многих других случаях, например при крещении Руси, непосредственным толчком к провозглашению христианства государственной религией послужили политические обстоятельства. Ведя борьбу за Западное Поморье и столкнувшись с угрозой немецкой политико-религиозной экспансии, Мешко I стремился найти союзника в лице чешских правителей и встать на равную ногу в политических и дипломатических отношениях со Священной Римской империей. Союз с Чехией был подкреплен браком с чешской княжной Дубравой, который сопровождался крещением самого Мешко I и его ближайшего окружения. По всей видимости, сам акт крещения произошел не в Польше, а в Баварии.
Перед Мешко I и другими польскими правителями встала сложная двоякая задача: внедрить христианство в практику каждодневной жизни и в сознание польского общества; обеспечить возникшей польской церкви независимость от немецкой иерархии. Последняя потребность была особенно настоятельной, так как Польша в качестве поля деятельности христианских миссионеров должна была бы попасть в церковно-административную зависимость от Магдебургской архиепископии. Первым польским монархам удалось, однако, избежать этого: сначала в Польше духовенство возглавлял епископ Иордан из Чехии (итальянец по происхождению), позднее, в 1000 г., была создана подчиненная непосредственно Риму Познанская архиепископия во главе с Гаудентыем, представителем чешской аристократии и чехом по крови.
Сеть приходов сложилась, разумеется, далеко не сразу. Первоначально главными оплотами христианства становились монастыри, которые обращали в новую веру местное население и были центрами подготовки польского духовенства. Польские же епископы, видимо, долгое время оставались "генералами без армии", а сама церковь - фактической частью государственного аппарата, полностью зависимого от князя. Только в ХII в., после распространения на Польшу реформ знаменитого папы Григория VII, духовенство приобрело сословные привилегии и права, дававшие церкви независимость от государства.
Восстание 1037 г. свидетельствует, с каким трудом христианство проникало в народные слои. Христианизация основной массы населения, действительно, была делом не одного десятилетия и, может быть, не одного столетия. Даже в дружинно-княжеской среде христианские нормы и верования утвердились далеко не сразу. Сам Мешко I после смерти Дубравы женился на монахине; Болеслав Храбрый был женат много раз и имел наложниц; при Болеславе Смелом за мясоедение во время постов выбивали зубы; сами церкви первоначально были очень маленькими и могли вместить во время богослужения лишь представителей элиты. Даже такие фундаментальные для христианства обряды, как крещение, венчание и погребение, исполнялись очень нерегулярно, детей если и крестили, то делали это через несколько лет после их рождения; покойников продолжали сжигать, в могилы клали предметы быта и пр. Сами священники мало чем отличались от своих прихожан: очень часто были неграмотны, имели жен и детей, пахали и охотились наравне с крестьянами. Епископская власть оставалась номинальной, христианизация вплоть до ХII в. являлась заботой государства. Вместе с тем процесс преобразования религиозных обычаев и норм поведения шел, народная языческая культура вытеснялась христианской, новые верования сплавлялись со старыми, годовой цикл христианских праздников и постов совершался со все большей регулярностью. Словом, в Х-ХII вв. польская культура переживала процесс глубокой внутренней трансформации, становясь частью западного христианства.
автор статьи М.В. Дмитриев