Если под "древностью" понимать первобытно-общинный строй, то эта эпоха для Польши будет тянуться приблизительно до 500 г., т.е. до конца европейской античности. С VI в. начинается складывание государственности и дифференцированных социальных структур, от IX-Х вв. отсчитывается история средневекового польского государства и феодализма. Но где начинается древность? Какое время можно принять за стартовую точку истории польских земель? Одно из возможных решений - признать в качестве такого рубежа появление следов пребывания человека в виде каменных орудий около 200 тыс. лет назад. Антропологически первые обитатели польских территорий были близки неандертальцам.
Большая часть из этих двухсот тысячелетий приходится на палеолит и мезолит, черты которых одинаковы в любой части Европы и мира. "Неолитическая революция", т.е. переход от присваивающего хозяйства к производящему, от собирательства к земледелию и от охоты к животноводству, докатывается до польских земель в V тысячелетии до н.э. и длится приблизительно до 1700 г. до н.э. Эпоха бронзы (1700 г. до н.э. - VII в. до н.э.) приносит не только новые фундаментальные перемены в орудиях труда (переход к металлу, бронзе), но и важные социальные и культурные изменения: накопление богатств сопровождается формированием племенной аристократии, которая постепенно концентрирует власть в своих руках. Соответственно в языческом пантеоне Перун становится как бы старшим богом, подчинив себе других и оттеснив на второй план богиню-мать. Социальные перемены отражаются и в появлении полубогов - героев того или иного племени, погребенных в громадных курганах. К той же эпохе бронзы относится и формирование двух археологических культур и двух предположительно соответствующих им этнических групп - западнолужицкой культуры венетов и восточнолужицкой культуры невров. Этническая атрибуция лужицкой культуры - предмет давних и незавершенных споров историков. Одна из существующих историографических традиций относит ее носителей к праславянам, с которых начинается отделение славян от других индоевропейских народов. Некоторые ученые считают отождествление лужицкой культуры с культурой праславян необоснованной.
Но даже безотносительно к этим спорам судьба лужицкой культуры загадочна. Дело в том, что в 650-500 гг. до н.э. она переживает расцвет, связанный с переходом от бронзовых орудий к железным, ростом обмена с соседними племенами, разложением племенного эгалитаризма и отчетливым выделением военно-племенной верхушки, чьим местом пребывания становятся укрепленные поселения - гроды, некоторые из которых достигают весьма внушительных размеров. В качестве примера хорошо известен реконструированный археологами грод в Бискупине, площадью в 2 га, окруженный земляным валом, насчитывавший 12 вымощенных бревнами улиц, сходившихся к центральной площади. Население Бискупина составляло около 1000 человек, что было очень много для той эпохи. В целом все говорит в пользу того, что в середине 1 тыс. до н.э. прапольские племена стояли на пороге образования собственного государства и социальных структур феодально-средневекового типа. Однако этого не произошло. После 500 г. до н.э. на несколько веков лужицкая культура погружается в глубокий упадок, вызванный, скорее всего, климатическими причинами, резким похолоданием: сокращается производство металлов и керамики, качество изделий становится много более грубым, чем прежде, голод заставляет население уходить с насиженных мест и обработанных земель, на этой почве умножаются и ожесточаются межплеменные столкновения. Лишь к концу 1 тыс. до н.э. (ок. 125-25 гг. н.э.) наблюдается некоторая стабилизация на более низком уровне, положившая начало двум новым археологическим культурам, пришедшим на место лужицкой, - оксывской и пшеворской.
Первые пять веков нашей эры характеризуются польскими историками как период римских влияний. Для этого времени характерно восстановление железоделательного производства, подъем домашнего ремесла, постепенный, хотя и чрезвычайно медленный прогресс земледелия и животноводства. Население снова сосредоточивается не в гродах, а в деревнях, по шесть-семь семей. Эти поселения нестабильны: после истощения почв жители покидали их, чтобы вернуться на старое место через 20-30 лет. Социальная дифференциация снова достигает известной глубины, выделившаяся племенная аристократия опирается на типичный для всех народов на этой стадии развития режим "военной демократии". Этнически население польских земель на 90% состоит из славянских племен, которые принято называть прапольскими. Общеславянские языческие представления питают духовную культуру населения будущей Польши. Приблизительно с VI в. начинается новая эпоха в истории страны, приведшая к складыванию государства и средневекового общества в IX-X вв.
автор статьи М.В. Дмитриев