Ограниченность ренессансного гуманизма начала преодолеваться в эпоху Барокко.
В любовной лирике Д. Златарича, а тем более в таких его стиxax как "В похвалу покоя" или "Взыскую пути, который ведет ко Всевышнему", явно ощущается тревога, утрата душевной гармонии, характерной для ренессансного человека. В стихах Дж. Бунича особое место занимают мотивы, связанные с размышлениями о "тщете земного существования": жизнь человека уподобляется то плаванию по бурному морю, то битве, где ему ежеминутно грозит смертельная опасность. Все в жизни мимолетно, и следует смиренно готовить себя к благочестивой кончине.
Особое место в истории хорватской литературы принадлежит И. Гундуличу, автору трех замечательных памятников славянской литературы: пасторали "Дубравка", а также поэм "Слезы блудного сына" и "Осман". Расцвет его творчества падает на 1620-е годы.
"Осман" - поэма, которая принесла наибольшую славу Гундуличу. Первая сюжетная линия произведения, судьба самого Османа, - это трагедия человека, субъективно честного, но служащего порочной идее. Материалом для развития сюжета послужили актуальные исторические события - Хотинская война 1620-1621 гг., явственно продемонстрировавшая наступление нового этапа в истории османской экспансии и послужившая поводом для событий, связанных с историей правления Османа II. Неудачный для Османской империи исход войны побудил правительство задуматься над необходимостью реформ, направленных на восстановление военного и политического могущества государства. Однако попытка их проведения привела к государственному перевороту, гибели султана и его приверженцев. Гундулич включил эти события в широкий историко-философский контекст, подчинив свое сочинение задаче доказать превосходство "креста" над "полумесяцем" и историческую обреченность последнего.
С этой идеей - идеей борьбы "креста и полумесяца", исход которой заранее предрешен, связана вторая сюжетная линия поэмы - политическая, вносящая в "Османа" оптимистическую ноту, свидетельствующую о верности Гундулича ренессансным традициям. Роль идеального героя отводится польскому королевичу Владиславу, ему (незаслуженно) приписывается слава победителя и репутация правителя, под скипетром которого процветают славянские земли. Здесь автор изменяет позиции смиренного христианина и переходит на воинственную, пророчествуя утверждение мирового господства польской династии, олицетворяющей идею "креста".
Третья сюжетная линия являет собой продукт чисто поэтического вымысла. Образы Крунославы и Соколицы - сильных характеров, способных противостоять ударам судьбы (примечательно, такая роль отведена женщинам, существам с точки зрения средневековой философии по самой своей природе слабым и порочным), - придают поэме особый драматизм.
Итак, герой хорватской литературы эпохи Барокко предстает перед нами, судя по произведениям ее наиболее значительного представителя, как личность, не только унаследовавшая положительные черты ренессансного века, но и обогащенная новым опытом.
Конец рассматриваемого периода в истории далматинской и дубровницкой поэзии ознаменовался известным снижением художественного уровня, однако с точки зрения идейного содержания нельзя не заметить и некоторых положительных явлений, свидетельствующих о приближении века Просвещения, возродившего рационалистическое и оптимистическое мировосприятие и увенчавшегося созданием теории исторического прогресса.
Характерен, в частности, интерес к проблемам воспитания, о чем ярко свидетельствует появление стихотворного произведения "Евангельская притча о бедном Лазаре" И. Каванина (Сплит). Автор не ограничивается развитием тезиса "о вреде от богатства и о пользе от бедности", составляющего основное содержание библейского мифа, но стремится к популяризации исторических знаний, распространению гражданских идей и славянского патриотизма, время от времени обращаясь к жанру сатиры (в том числе и при обличении пороков духовенства).
Аналогичными мотивами руководствовался францисканский монах А. Качич-Миошич в своем широко известном сочинении "Приятный разговор славянского народа", которое было задумано как исторические очерки для просвещения "бедных крестьян и пастырей". Прозаическое повествование автор перемежает со стихотворным, выдержанным в стиле народных песен (по его утверждению, это подлинные произведения народной поэзии, обнаруженные им во время работы в итальянских архивах). В отличие от Каваньина Качич не обращался к библейским сюжетам, а все внимание сосредоточил на проблемах славянской истории (отчасти материал заимствован им из труда М. Орбини, отчасти - когда речь идет о современных автору или близких по
времени событиях - является плодом его собственных наблюдений и размышлений).
Наиболее значительным явлением в области лирической поэзии данного периода следует, по-видимому, считать творчество дубровчанина И. Джурджевича (1675-1737). В его лирике, несколько сентиментальной и кокетливой, заметны признаки преодоления тех противоречий, которые терзали поэтов предшествующей эпохи: лирический герой склонен довольствоваться тем ощущением гармонии, какое дают идиллические наслаждения от общения с природой, любовные утехи и интеллектуальные занятия, не требующие особого напряжения мысли.
автор статьи В.Б. Прозоров