Со времени миссии Кирилла и Мефодия в книжности хорватских земель наряду с латинским начинает употребляться старославянский язык. В Хорватии и Истрии появляются надписи на глаголице, применение которой станет отличительным признаком хорватской культуры. С XII в. здесь глаголическим письмом писали церковные книги, вели хозяйственные дневники, составляли завещания и другие правовые акты. Однако литературным языком в Хорватии оставалась латынь, и лишь с XV в. народный хорватский язык начинает проникать в книжную культуру. Тогда же начинается его перевод на латинский шрифт.
В средневековых хорватских землях достаточно широко распространяются агиографические сочинения, такие, например, как "Житие св. Иеронима", по легенде, уроженца Далмации и создателя глаголического письма, "Чудеса преславной девы Марии", столь популярные, что они были изданы первой хорватской типографией в Сени в самом начале XVI в. Переводились и разного рода морально-дидактические и апокрифические сочинения (видения, легенды и пр.). Хорваты особенно любили "Тундалово видение", повествующее о путешествии души одного ирландского рыцаря в потустороннем мире.
В XIII в. в Далмации появляются крупные литературные памятники, относящиеся к одному из наиболее характерных жанров средневековой литературы - историческим хроникам. Архидиакон Сплитской церкви Фома, получивший образование в Болонском университете, создал "Историю архиепископов Салоны и Сплита" от времен античности до середины XIII в. В ней он повествует не только об эпизодах из жизни города, но и о событиях, значимых для истории всей Хорватии: таких, как, например, воцарение венгерской династии Арпадов в Хорватском королевстве или татаро-монгольское нашествие на венгерские и хорватские земли. В XIV в. сплитский аристократ Миха Мадиев в историческом сочинении "О деяниях римских императоров и святейших отцов" описал положение Хорватии и Боснии конца XIII - начала XIV вв.
В XIV-XV вв. в Хорватии начинают составляться хроники на славянском языке ("Краткая хроника" Шимуна Климентовича).
В раннесредневековом хорватском искусстве заметно влияние позднеантичных образцов, сохранившихся в городах на побережье Адриатического моря, но позднеантичные сюжеты и формы значительно упрощаются и схематизируются. В декоративно-прикладном искусстве преобладает растительный орнамент, а человеческие фигуры почти полностью исчезают. Замечательным памятником далматинской архитектуры является церковь св. Доната (Х в.) в Задаре, представляющая собой ротонду. Книжные миниатюры из Далмации (Сплитское Евангелие VIII в., Евангелие из Осора конца XI в.) и Зеты (кириллическое Мирославово Евангелие ХII в.) ориентированы на южноитальянские образцы.
В районах близ Адриатического моря в XI в. наступает эпоха романского стиля, продолжавшаяся до XIV в., а некоторые элементы этого стиля прослеживаются и до XVI в. Ранние романские постройки здесь еще несут на себе отпечаток позднеантичных далматинских образцов (церковь св. Хрисoгона в Задаре, собор в Трогире). В Истрии романский стиль выступает в виде сплетения местных, венецианских и фриульских традиций и вскоре сменяется готикой. Наиболее ярким проявлением романского стиля в Северной Хорватии стали написанные, вероятно, римскими мастерами фрески в соборе Загреба (после 1242 г.). Впрочем, с середины ХII в. и вплоть до ХVII в. (эпохи Барокко) здесь господствует готика. Яркий пример тому - собор в Загребе, строившийся на протяжении ХIII-XV вв. В Далмации же недолгий период расцвета готического стиля закончился в XV в. С наступлением Ренессанса.
автор статьи В.Б. Прозоров