Культурную жизнь Болгарии XIII-XIV вв. аккумулировала ее столица Тырново. Этот город стал колыбелью удивительного феномена - Тырновской книжной школы, возглавил которую болгарский патриарх Евфимий.
Евфимий (род. ок. 1320) был выходцем из болгарской столичной знати. Он получил великолепное образование на родине и в Византии - в Константинополе и на Афоне, а в 1375 г. стал Тырновским патриархом. Будучи активным приверженцем релиmозно-философского учения исихастов, Евфимий основал вблизи Тырнова монастырь св. Троицы, ставший крупнейшим культурным центром. Здесь велась активная переписка книг (Евфимий стремился придать церковной жизни в Болгарии изначальную чистоту, исправив богослужебные тексты по их гpеческим оригиналам и приблизив нормы литературного языка к классическим кирилло-мефодиевским образцам), был составлен цикл агиогpафических произведений, посвященных почитаемым в Болгарии святым. Сам Евфимий принял в переработке богослужебной и агиографической литературы активнейшее участие, составив на основе старых текстов обновленные жизнеописания и похвалы святым болгарской церкви, раскрыв в них аскетические идеалы исихазма и придав изложению возвышенные и патетические черты посредством особого стиля, который современники назвали "плетением словес". Так, житие Иоанна Рильского в переработке Евфимия насыщено новыми чертами: подчеркивается мощь и значение болгарских городов Средца и Тырнова, в уста болгарского аскета вкладываются актуальные и для Х и для XIV в. поучения болгарскому царю Петру: "Богатство ... следует тратить не на удовольствия, но на оружие и войско"; "Валяйся в ногах у твоей матери, церкви!.. Склоняй голову перед ее первопрестольником!"
В житии болгарского подвижника ХII в. Иллариона, рукоположенного византийским архиепископом Евстафием Охридским в епископы г. Меглена, Евфимий обращается к теме антиеретической борьбы. Основные факты, сообщаемые им о деятельности Иллариона, достоверны и восходят к более древнему житию. Однако развернутое описание диспута мегленского епископа с манихеями и армянами-монофизитами опирается в основном на антиеретический трактат византийского богослова начала ХII в. Евфимия Зигавина "Догматическое всеоружие" и едва ли может считаться изложением реальных споров. Завершает житие сюжет о перенесении царем Калояном мощей Иллариона в Тырнове после одержанной победы над византийцами.
Перу Евфимия принадлежит жизнеописание популярной в Болгарии Параскевы (Петки), которая считалась Небесной заступницей болгарского царства и его столицы. Ее мощи с XIII в. также хранились в Тырнове. В житие включен подробный рассказ о перенесении мощей святой, восходящий к более раннему житию Петки, но расширенный и дополненный Евфимием. Он сообщает, что мощи св. Параскевы в болгарскую столицу сопровождал преславский митрополит Марко, а встречали Иван Асень II с царицей Анной и вельможами, а также болгарский патриарх Василий с церковным причтом и бесчисленными толпами народа. Особенностью сочинений Евфимия является великолепный стиль. Вот его обращение к св. Параскеве: "Ты - болгарская красота, заступница и хранительница! Тобой величают себя наши цари! Твоим заступничеством все воюющие против нас останавливаются! Тобою земля наша утверждается и одерживает светлую победу!".
Сочинения ученика Евфимия Григория Цамблака (род. в 60-е гг. XIV в. - ум. после 1419 г.) идейно и по стилю дыдержаны в традициях Тырновской школы. Помимо характерных риторических оборотов и следования византийским агиографическим канонам их отличает обилие конкретно-исторических сведений, что делает сочинения Цамблака важнейшим источником по болгарской истории конца XIV в. Григорий продолжил написанное Евфимием житие св. Петки ярким и насыщенным историческими подробностями рассказом о перенесении ее мощей из Тырнова в Видин, а затем в Сербию в конце XIV в. Самое важное среди его сочинений Похвальное слово Евфимию Тырновскому - произверение ярко выраженной болгарской тематики, посвященное жизни и деяниям последнего Тырновского патриарха. Писатель подробно останавливается на просветительской деятельности Евфимия, школа которого в монастыре св. Троицы близ Тырнова "привлекала множество людей не только болгарского рода ... но и от всех стран - на север до Океана и на запад до Иллирика ..." Большое внимание уделяется антиеретической борьбе Евфимия, причем подробно описываются еретические движения, часто возникавшие среди жителей болгарской столицы в тревожной обстановке надвигающегося османского нашествия. В отношении Цамблака к Византии просматривается некая двойственность, объясняемая перипетиями церковно-политической борьбы в православном мире конца XIV в. Упрекая за "ненасытное златолюбие" императора Иоанна V Палеолога, Цамблак противопоставляет ему "константинопольских любомудрых мужей" - высшее столичное духовенство. Труд Цамблака - произведение яростной и непримиримой антиосманской направленности. К числу наиболее ярких его страниц принадлежит рассказ об осаде и взятии Тырнова турками, о героическом поведении Евфимия перед иноземными поработителями и его изгнании из столицы. "Есть ли что-либо горше изгнания и разлуки с родными, когда воспоминания об отечестве и близких жалом пронзают сердце!" - искренне восклицает автор, сам испытавший горечь разлуки с родиной.
Цамблаку пришлось жить и работать в Валахии и Молдавии, в Сербии и на Руси, но болгарские сюжеты появляются и в его произведениях, посвященных другим странам. Так, в житии сербского короля Стефана Дечанского Григорий осуждает былые раздоры между болгарами и сербами, а в надгробном слове московскому митрополиту Киприану описывает болгарскую столицу времен своего детства, когда знаменитый подвижник проезжал через нее по пути в Константинополь.
Григорий Цамблак - историк последних драматических десятилетий существования Второго Болгарского царства. В основе его произведений лежат не только собственные впечатления, но и рассказы очевидцев. Он сообщает читателю, что пользовался свидетельствами монахов Студийского монастыря в Константинополе, Афонской лавры св. Афанасия и других святогорских обителей. Автор весьма ответственно относится к своей работе, напоминая, а иногда клятвенно заверяя, что все сообщаемое им достоверно и истинно.
Гибель Второго Болгарского царства стала трагедией не только болгарского народа, но и вceгo славянского мира.
автор статьи Л.В. Горина