Старый болгарский крест в духе богомильской традиции.
В правление Петра, в сравнительно мирный период истории страны, в Болгарии поднялось мощное еретическое движение, получившее название богомильского. В сущности, это было первое в Европе массовое еретическое движение, оказавшее сильное влияние на многие западноевропейские ереси позднейшего времени. Сказалось трудное социально-экономическое положение населения, резко ухудшившееся после непрерывных войн Симеона. Также сыграла свою роль молодость самой церковной организации. Миновало всего лишь несколько десятилетий после принятия христианства в Болгарии. В стране помнили и о языческих временах, и о старых религиозных течениях, проникавших в Болгарию с Востока, - манихействе и павликианстве, для которых был характерен крайний дуализм, т.е. признание бесконечной борьбы доброго и злого начал.
Во главе движения стал поп Богомил, давший имя всей ереси. Им была создана своя организация. Первую ее группу составляли близкие последователи Богомила - теоретики движения. Это были преимущественно духовные лица. Во вторую группу вошли сочувствующие новому учению. Сторонники еретиков появились как на селе, так и в городе. Критика богатства и восхваление бедности занимали центральное место в их проповедях. Православная церковь не могла принять развиваемого богомилами учения о происхожцении вселенной и человека, а также об отношении к государственной системе. Особенно яростно нападали богомилы на представителей высшего клира - епископов и митрополитов.
Главным источником для изучения истории этого еретического движения в Болгарии является современное ему сочинение болгарского пресвитера Козьмы "Беседа против богомилов". Оно рисует живую панораму про исходящих событий и позволяет представить их характер.
Козьма повествует, что богомилы считают все земное созданием дьявола. И не только земное, "небо, солнце, звезды, воздух, землю, человека, церковь, кресты и все Божье отдают дьяволу. И вообще все, что находится на земле - одушевленное и неодушевленное, называют дьявольским". Ругают богатых и старейшин, учат не подчиняться господам своим, ненавидят царя, укоряют боляр, думают, что те неугодны Богу, когда работают на царя. И каждому слуге приказывают не работать на своих господ. Козьма весьма удачно определяет истоки еретического движения в стране: богомильство, по его мнению, вызвала и испорченность нравов болгарской церкви. "Откуда, - вопрошает он, - приходят эти волки, злые псы - еретические учения? Не от лености ли и невежества паствы? Пастырей? Как будет проповедовать слово Божье невежца, не знающий закона, часто поставленный законодателем за мзду? Священники пьют, грабят, тайно совершают другие плохие дела, и нет никого, кто бы воспрепятствовал этим плохим делам. Нередко живут в лености".
Распространение богомильства весьма беспокоило не только церковную, но и светскую власть. Дважды обращался царь Петр за советами по поводу появившейся ереси к Константинопольскому патриарху Феофилакту. Гонения на еретиков начались сразу же после возникновения движения в 20-е гг. Х в. Однако Православная церковь с трудом справлялась со своими духовными противниками. Притягательное для всех недовольных учение богомилов имело длительную судьбу - оно распространялось в Болгарии вплоть до XV в. Это еретическое движение мы встречаем далеко за пределами страны - в Византии, в Сербии и особенно в Боснии.
автор статьи Л.В. Горина