С длинным обоюдоострым мечом (spatha) германцы и римляне познакомились у галлов и переняли его у них. В Меровингскую эпоху "спата" у германцев развилась в характерную тяжелую форму с коротким перекрестием и конусообразным навершием, и эту форму славяне заимствовали в свою очередь у германцев в Каролингскую эпоху. Однако заимствование германского названия, происходящего от готск. meki, и переход его в общеслав. мечь относятся к более поздней эпохе.
Меч, который мы встречаем в славянских погребениях VІІІ-ХІ веков, является аналогичным германским мечам времен Карла Великого и представляет собой чаще всего предмет импорта из франкских или скандинавских мастерских и снабжен характерными германскими украшениями, хотя мы встречаемся и со славянскими имитациями. Другие виды мечей византийских или восточных форм, среди которых особенно интересен ровный однолезвийный меч, палаш, или kord, редко встречаются в славянских землях того времени.
Мечи из славянских находок:
1 — Гогенберг; 2 — Коляны около Врлики; 3 — Ярогневице; 4 — Киев; 5 — Гнёздово; 6 — Одер, близ Гольцова
Тюрко-татарская изогнутая и односторонняя сабля, старосл. сабля, также встречается уже в эту эпоху у славян, но сравнительно очень редко. Киевская летопись еще в конце X века отличает русское вооружение, для которого характерными были броня и меч, от тюрко-татарского с луком и саблей, и вплоть до XI века летопись ни где не упоминает о саблях в руках русских воинов. Начиная с XI века сабля проникает, однако, к славянским русам и дальше. К славянам в Венгрию сабля попала еще раньше. Здесь можно также хорошо различить древнюю форму аварской сабли, снабженной зубом на перекрестии, от позднейшей мадьярской с надломленным перекрестием и без зуба.
Однолезвийный палаш и сабля из славянских и кочевнических находок:
1 — Юрково (Кошчаны); 2 — Кешкемет; 3 — Земянская Ольча; 4 — Чеховице; 5 — Таганча; 6 — Верхн. Салтово; 7 — Кубань (Кавказ).
Следует также подчеркнуть, что при недостатке мечей, которые являлись еще редкостью, славяне сражались также большими ножами, что засвидетельствовано для западных славян житием епископа Альтмана конца XI века или легендой Христиана, а для восточных славян — "Словом о полку Игореве" конца XII века. Однако в находках большие ножи встречаются очень редко.
автор статьи Л. Нидерле