Рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу – удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение "внутрь" обозначало сохранение, накопление жизненных сил, "наружу" – затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду.
По мнению древних, следовало так или иначе "обезопасить" все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии. Эта тема поистине необъятна, ей посвящено огромное количество научных трудов.
Бронзовые и медные пуговицы, а также металлические ожерелья с богатыми украшениями и подвесками из монет.
IX–XIII века
Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную "стоечку". Чаще всего разрез у ворота делали прямым – посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.
Типы вышивок с языческой символикой.
X–XIX века
Застёгивали ворот на пуговицу. Пуговицы в археологических находках преобладают бронзовые и медные, но исследователи полагают, что металл просто лучше сохранился в земле. В жизни наверняка чаще встречались сделанные из простых подручных материалов – кости и дерева.
Рубаха с прямым разрезом ворота, косоворотка и деталь – бок рубахи с ластовицей.
Реконструкция кроя
Легко догадаться, что ворот был особенно "магически важной" деталью одежды – ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей – конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, – золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную "наплечную" часть одежды – "ожерелье" ("то, что носят вокруг горла") или "оплечье". Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно.
автор статьи М. Семенова