Рассказ о древнеславянском роде сам собою подвёл нас к разговору о личности и группе, о частом несовпадении их интересов. Экскурс в глубины истории, таким образом, соприкоснулся с областью социальной психологии. Тема эта столь интересна и велика, что, прежде чем перейти к разбору некоторых славянских терминов родства, сделаем маленькое отступление.
Заглавные буквы рукописей.
XII век
В "Песне о Буревестнике" М. Горького говорится о глупых, жирных, трусливых гагарах, не любящих бурь. И о смелых буревестниках, приветствующих шторм. А между тем такие "гагары" составляют большую часть всякого нормального человеческого общества, не взбаламученного войной или переворотом. Эта часть населения обычно довольна существующим положением дел или худо-бедно мирится с ним – во всяком случае, не стремится к революционным переменам, предпочитая стабильность. И если подумать, получается, что именно на "гагарах" держится мир. Они сеют хлеб и лепят горшки, пасут скот, охотятся и торгуют – словом, делают что-то для общества и что-то получают взамен. Поэтому учёные называют их "структурой".
Однако во все времена рождались и рождаются люди, никак не вписывающиеся в "структуру". Всегда кто-то "шагает не в ногу", не укладывается в рамки, не признаёт запретов и ограничений – вплоть до юридических и религиозных законов. Их называют белыми воронами, еретиками, диссидентами, деклассированным элементом. Они не подчиняются существующим порядкам и желают их изменить, а в своём кругу провозглашают "свободу, равенство, братство"... Эту часть человечества учёные называют "коммунитас" – от слова "общий".
Лучше они или хуже "структуры"?.. Кто они – передовая часть общества или его отбросы? Избранники или отверженные? Кто нам симпатичней: законопослушный крестьянин, ремесленник, торговец – или вольный разбойник, пират (многие читали про капитана Блада), революционер, хиппи, рокер?
"Песня о Буревестнике" однозначно отвечала на этот вопрос… Однако минуло время, и оказалось, что одной "бурей" жить невозможно.
Без каждодневного труда "гагар" общество рухнет, как здание, в котором сгнили несущие балки. С другой стороны, если все будут беспрекословно слушаться родителей, начальников и правителей, подобно роботам соблюдать все правила, – общество лишится "закваски" новых идей, перестанет развиваться, окажется в тупике. Вывод: того и другого должно быть в меру. Чтобы общество не гнило в "застое" и не срывалось в "штопор" кровавого хаоса... Нас хотели сплошь сделать "буревестниками" и начали с того, что почти под корень истребили "гагар". Результат известен...
Видимо, истина состоит в том, что нормальному здоровому обществу равно нужны все его дети: люди-валуны, люди-колючки и даже люди – ёлочные игрушки, живущие как бы ни для чего, "для красоты".
Изображения горожан в заглавных буквах рукописей.
XIV век
И ещё: самые интересные приключенческие книжки, конечно, пишутся про "буревестников". Но наяву жить безопаснее и теплее среди "гагар". Вот и выбирай.
Перед таким выбором неизбежно оказывается любой наш современник. Но ведь точно так же было и в древности!
А что происходит с вольницей "свободных и равных", когда она отделяется от ненавистной "структуры" и начинает жить сама по себе? Оказывается, очень быстро она сама обзаводится "структурой". Вспомним: капитан Блад из книги Р. Сабатини скоро стал командовать кораблём и в конце концов занял губернаторский пост. Монашеские ордена, задуманные их основателями как братства "идейно" нищих (и, соответственно, равных), неминуемо обзаводились хозяйством, смиренные обители превращались в богатые монастыри, а революции порождали бюрократов…
...Несколько коротких глав этого обзора, естественно, никоим образом не исчерпывают всего, что известно учёным о родственных группах и о том, как они изменялись на протяжении столетий. Подробнее об этом можно прочитать в специальной литературе. А теперь попробуем хоть одним глазком заглянуть "внутрь" всем привычных и знакомых русских терминов родства: оказывается, у них тоже есть своя история, долгая, интересная и непростая.
автор статьи М. Семенова