Расширяя пределы своего княжества на севере и постепенно продвигаясь на юго-восток, Рюрик вынашивая мысль о походе на Константинополь.
Организация этого дерзкого плана требовала серьезной подготовки. Двигаться двум сотням ладей из Ладоги по рекам и волокам Восточной Европы представлялось немыслимым. Необходима была промежуточная база в Южной Руси. Летопись сообщает под 864 годом, что два варяга из окружения Рюрика - Аскольд и Дир, "отпросились" для похода в Царьград и отправились "в греки", сопровождаемые большой дружиной.
Аскольд и Дир просят у Рюрика разрешения идти на Константинополь.
Миниатюра из "Радзивиловской летописи". XV в.
Экспедиция Аскольда и Дира. Летопись говорит, что по пути в Константинополь они увидали на крутом берегу Днепра красивый город. Представившись купцами, они спросили у местных жителей, кому он принадлежит. Те отвечали, что город называется Киев, что построили его три брата, которые уже давно умерли. Жители, которые зовутся полянами, вынуждены платить дань хазарам. Аскольд и Дир с помощью дружины освободили киевлян от хазарского тягла и утвердились там на княжение.
Поход русов на Царьград. В 866 году, по летописным данным, киевские правители с большой дружиной на 200 ладьях двинулись по Днепру до Черного моря в Константинополь. В то время император Михаил III с войском находился в Малой Азии, и город был беззащитен. Патриарх Фотий, оказавшийся свидетелем событий, вспоминал: "Народ незаметный, народ, не бравшийся в расчет, народ, причисляемый к рабам, безвестный - но получивший имя от похода на нас, неприметный - но ставший значительным, низменный и беспомощный - но взошедший на вершину блеска и богатства; народ, поселившийся где-то далеко от нас, варварский, кочующий, имеющий дерзость оружия, беспечный, неуправляемый, без военачальника, такою толпой, столь стремительно нахлынул, будто морская волна, на наши пределы..."
Спасти столицу могло только чудо. "Повесть временных лет" сообщает о необыкновенном чуде: "Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви Святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу Святой Богородицы, и омочили в море ее полу. Была в это время тишина, и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и встали огромные волны, разметало корабли безбожных русов, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой". Лишь два года спустя остатки флота вернулись в Киев, "и был у полян плач великий по всей земле".
"Иоакимовская летопись" противоречит остальным, утверждая, что поход возглавлял один Аскольд: "Оскольд же с полянами, войдя внутрь Суда (бухты Золотой Рог), много христиан греков побил и двумя сотнями кораблей Цареград обступил". Византийские источники называют точную дату нападения русов на Константинополь - 18 июня 860 года, что не совпадает с данными русских источников. В любом случае, поход на столицу Византии показал возросшую силу славянских племен, осуществивших частичное объединение, и заставил Константинополь считаться с Русью как с самостоятельной политической силой. Нестор-летописец ошибся в датировке события, но его важность он подчеркнул особо: после нападении Руси на Царьград "стала прозываться Русская земля".
Скудность фактов не дает установить историкам, пришли ли русы из Киева, со стороны Днепра и Черного моря, или Константинополь атаковали варяги-русы со стороны Средиземноморья. Для них путь в Византию был давно проторенным маршрутом. "Пенители морей" еще ранее жестоко разграбили византийские Сурож и Амастриду, расположенные на побережье Черного моря.
Противоречия между Югом и Севером. В то время как "Повесть временных лет" более ничего не сообщает о деятельности киевских правителей и новгородского князя Рюрика, "Никоновская летопись" XVI века доносит до нас сведения о конфликте, который возник между Киевским и Новгородским княжествами. Став единовластным правителем своей земли, Рюрик направил своего наместника в Полоцк, расположенный на слиянии рек Полоты и Западной Двины. Он стремился контролировать Янтарный торговый путь, по которому из Прибалтики в Средиземноморье шел янтарь, северную часть пути "из варяг в греки", держать в руках международную торговлю со странами Северо-Западной Европы. Однако Киев не хотел усиления влияния Рюрика в этом регионе. После того, как в столицу полян устремились "новгородские мужи", киевская дружина получила мощное подкрепление. "Воевали Аскольд и Дир полочан, и много зла сотворили", - сообщает "Никоновская летопись" под 865 годом. Неизвестно, чем ответил на это Рюрик.
Войны Южной Руси. Едва Киев оправился от всенародного горя после неудачного похода на Византию, в столице Южной Руси начался "глад великий". Чтобы успокоить дружину и накормить горожан, князьям нужна была богатая добыча. В Новгородской первой летописи сказано, что киевские правители ходили войной на своих соседей древлян и на уличей, живших по прибрежью Черного моря, от нижнего течения Дуная до Днепра. В "Иоакимовской летописи" есть указание на то, что Аскольд воевал с кривичами "и тех победил". Сын же Аскольда погиб в бою с болгарами.
Земли Древней Руси. В IX веке Киевское княжество включало в себя область в среднем течении Днепра, верховья реки Горыни с водоразделом между Западным Бугом и Днестром и земли Чернигова и Переяславля, границы которых ныне не определяются. На севере простиралась Новгородская земля Рюрика. Князья, расширяя свои владения, устанавливали в подвластных территориях государственный порядок. Главной обязанностью княжеской администрации было полюдье. Дань, которую собирал правитель, становилась предметом его внешнеторговых операций. Самым видным явлением во внешней политике князей тех лет были военные походы, вызванные стремлением поддержать международные торговые связи.
Торговые пути купцов-русов. Арабский географ Ибн-Хордадбех в "Книге путей и стран", созданной в 880-е годы, писал, что купцы-русы освоили торговый путь через земли Хазарского каганата на Каспий и далее на Восток: "Если говорить о купцах-русах, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных земель славян к Румийскому морю (Черному морю). Владетель ар-Рума (Византии) взимает с них десятину (ушр).
Если же они отправляются по реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину.
Затем они отправляются по морю Джурджан (Каспийскому) и высаживаются на любом берегу. Окружность этого моря 500 фарсахов (около 3 тысяч км). Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах". Ладожско-Ильменский регион, где княжил Рюрик, связывал со странами Востока торговый путь по Волге, который также проходил через владения Хазарского каганата.
Арабское серебро на Руси. Вплоть до начала XI века функцию международной валюты выполняло арабское серебро. Количество находок дирхемов в Восточной и Северной Европе в кладах и отдельно составляет 160 тысяч. Археологические находки свидетельствуют, что Русь была крупнейшим потребителем и распространителем исламского серебра. Древнейший русский клад куфических серебряных монет 749-786 годов обнаружен в Ладоге, которая являлась важным центром международной торговли. Через этот порт шло караванное движение между странами Балтийского региона и Арабским халифатом.
Арабские дирхемы из клада, найденного в 1956 г. в селе Девяткино Орловской области.
Ведикий Волжский путь. В IX веке значение Великого Волжского пути возросло настолько, что он стал главной магистралью, соединившей Северо-Западную Европу и Азию. Из Северного и Балтийского морей, суда шли через Финский залив, по реке Реве, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень. Далее двигались, преодолевая волоки, по "Селигерскому пути" к истоку Волги, а затем - вниз по реке до ее устья. На южном побережье Каспия начиналась сухопутная дорога до города Рей, и далее - в Багдад или Дамаск. Путешествие из Скандинавии занимало около двух месяцев: надо было преодолеть расстояние около 5500 км. На обратном пути судам приходилось медленно плыть против течения. Им едва удавалось вернуться на Балтику к исходу лета.
На Великом Волжском пути выделялись торговые порты, расположенные на перевалочных остановках, скрещении дорог, в гаванях, где была удобна разгрузка судов и торговля с местным населением. Такими городами были Дорестад во Фризии, Йорк в Британии, Рибе и Хедебю в Дании, Нидарос и Каупанг в Норвегии, Бирка в Швеции, Щецин, Волин и Колобжег в землях западных славян, Павикен на острове Готланд, Ладога в нижнем течении Волхова, Рюриково городище - у его истока, Саарское городище на озере Неро, Муром, Булгар, Биляр и Ошель на средней Волге, столица Хазарии Итиль, Дербент и Баку в Прикаспии, порт Абескун близ устья Куры и другие. Население торговых городов включало коренных жителей и "гостей", состав которых постоянно менялся. Север Руси в эпоху Рюрика поставлял на Восток меха соболей, белок, горностаев, хорьков, куниц, лисиц, бобров, зайцев, коз, воск, бересту, моржовые клыки, янтарь, мед, лесные орехи, невольников, франкские мечи и кольчуги.
Однодеревки и ладьи. Во времена Рюрика в быт княжеской дружины прочно вошли сбор и оснастка судов, способных следовать по водным путям Руси. Драккары викингов не годились для того, чтобы плыть против течения рек, преодолевая волоки и пороги. Для речного плавания требовались сравнительно легкие, удобные для переоснащения суда, которыми стали однодеревки и ладьи. Чтобы построить однодеревку, русские корабелы весной, когда вскрывался лед на реках, рубили многолетние деревья - чаще всего осину, дуб или липу, и придавали колоде вытянутую форму. Иногда они делали в древесном стволе трещину на всю длину челна и постепенно, год за годом, вбивая в нее клинья и распорки, добивались формы будущего корпуса. Затем изнутри колоду заливали водой и держали ее в таком состоянии некоторое время, пока дерево не становилось гибким. Далее заканчивали работу, которая иногда занимала более пяти лет. Ладья была более вместительной. К ее долбленому из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Ладьи делали 25 метров в длину и около 8 метров в ширину. Она имела весла и парус, а вмещала от 40 до 60 человек.
Строят ладьи. Н.К. Рерих. 1903 г.
Купцы-русы. Арабскому путешественнику Ибн Фадлану довелось встречать купцов-русов в Булгаре. Он писал: "Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились на реке Атиль. И я не видел людей с более совершенными телами, чем они... Они не носят ни курток, ни хафтанов, но носит какой-либо муж из их числа кису (плащ), которой он покрывает один свой бок. У каждого из них имеется секира, меч и нож...Мечи их плоские, с бороздками, франкские".