Поветрием называлась у наших предков оспа, потому что наносится она злым ветром. Дух болезни оспы наши предки представляли в виде женщины — так же, как и все прочие хвори и лихоманки. Где ни повеет чудище своим красным платком, там умирает все живое. Поветрие разъезжает в летучей колеснице, запряженной привидениями-страшилами, которые ей одалживает Морена, богиня погибели, или сама Смерть.
Ее страшно боялись, но относились с большим почтением. Смерть от оспы считалась даром избранных, на том свете каждая оспинка превратится в жемчужину. Прививку от оспы долгое время считали печатью антихриста.
В отличие от других болезней, глубокочтимую оспу не изгоняли из деревни, а уговаривали покинуть ее и перейти на поле, на лес. Едва начиналась эпидемия, в деревне пекли блины и пироги, с ними навещали больного и просили болезнь смилостивиться. Поскольку оспа овладевала телом больного, с ним разговаривали, будто с ней самой: "Оспа Ивановна! Пожалуй к нам, будем пряниками кормить и вином поить!" Просить должны были как можно больше людей: болезнь растеряется, куда идти, и не навестит никого, а убежит в лес, где заблудится. Чтобы "подружить" с Оспой, здоровых детей мыли водой, оставшейся после купания больного ребенка. Считалось, что на "друзей" своих она нападать не станет.
Если начиналась эпидемия, старались не делать ничего, что может рассердить Оспицу: в дом не вносили дегтя, медвежьей шкуры, супруги не спали вместе, прекращались все ссоры в доме.
Лечили оспу тем, что человека парили в нестерпимо натопленной бане или обкладывали тело раскаленными овсяными лепешками.
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"