Так назывался славянский ад. Славяне никогда не могли примириться с тем, что те, кто жил беззаконно, не по совести, обманывая друг друга, грабя своих ближних, могли остаться безнаказанными. Они искренне полагали, что отомстится, отольется им не на этом свете, так на том. Как и многие другие народы, славяне верили, что место казни для беззаконников — внутри земли.
Находится Пекло в безднах преисподних, а вход в них расположен где-то на западе. Там собираются все злые боги, все недобрые силы. Западные славяне полагали, что царствует там Злебог (Кровник, Злодий, Худич) — бог вечного мучения, которое ожидает в Пекле негодяев, воров, убийц, злодеев после смерти. Изображали его в виде чудовищной змеи, и был он неистощимым на казни, которые ожидали его жертв. Восточные племена называли адского хозяина Пекленцем, или, чаще, Нияном. Конечно, этого бога люди могли только бояться, поэтому святилищ его не существовало. Однако воображали его железным великаном, восседающим в подземелье на черном гранитном троне. Иногда Нияна рисовали в железных доспехах, а цвет кожи его был непроглядно-черным. Главу его венчала свинцовая корона, в руках сверкали огнем скипетр и меч.
Жена Пекленца — Ния, дочь Живы. Половину года она проводит на земле и небесах, а половину года — с мужем, в подземных глубинах.
В древнейшие времена полагали, что в Ирий-сад (славянский рай) душу ведет маленький бог Водец. У него очень большие руки — чтобы заслонять душу от прямого солнечного света, от которого он может растаять, исчезнуть. В Пекло грешников сопровождал какой-то страшный божок Маровит — служитель Мары, богини смерти, избивая и подгоняя их. Перевозчик через огненную реку Пекла — двуликий Обман. Одна половинка лица у него добрая и ласковая, однако он так и норовит ужалить грешную душу. Эта часть лица обращена к миру живых, а вторая, обращенная к миру мертвых, имеет вид звериный.
В Пекле души грешников прокаливают в огне и очищают для новой жизни на земле: древние славяне, как и все арии, верили в возрождение после смерти. Затем передают богине Живе. С ее позволения душа возвращается в мир для новой жизни, начисто забыв старую. Но иные веруют, что души, раз побывавшие в Пекле, сохраняли память о мучениях, и в новой жизни старались не грешить, дабы не попадать туда, поэтому с каждым новым рождением становились все лучше. Однако порою огонь Пекленца горит недостаточно ярко, и в новой жизни человек совершает старые грехи. Тогда надежды на новое рождение для него больше нет. Некоторых грешников Пекленец возрождал в образах волкодлаков—оборотней, чтобы они мучились и в жизни человеческой, и в звериной. Иногда он сам выходит из ада в виде медведя-оборотня.
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"