Жила девушка молодая, и был у нее жених. А ему хотелось на свадьбу денег заработать, и вот пошел он с артелью плотников на заработки. Девица горевала, расставаясь с ним, и так плакала, что начал он ее утешать, и доутешался до греха. Наутро простились, но с той поры взыграла ее плоть, начало ее одолевать телесное томление, особенно по ночам. Чудилось, что прилетают к ней крылатые бесы со змеиными мордами, и кусают ее тело, и целуют, и блудодействуют с ней. Девушке и крикнуть хочется, и заклясть их, но напускают бесы на нее такой неодолимый морок, что ни вздохнуть, ни охнуть.
Страшно ей стало дома ночевать. Отпросилась у родителей якобы к замужней сестре — в другую деревню, в гости, но пошла в лес. Нашла сухую осинку, обернула вокруг нее свою юбку и кофту, платок повязала, а сама забралась за куст и сидит молчком. Вот в полночь видит — летят крылатые бесы со змеиными мордами, меж собой переговариваются:
— Где же наша девица? Куда ушла?
— А вот она, видишь, стоит, нас дожидается.
Налетели бесы на сухую осину, ну ее целовать-миловать, а девица криком кричит:
— Аминь, аминь, рассыпьтесь! Аминь, аминь, рассыпьтесь!
Бесы и сгинули. Она кое-как переждала в лесу до свету, а потом к сестре побежала. С тех пор бесы ее не донимали, а вскоре воротился жених и пошло дело — честным пирком да за свадебку.
Служил один солдатик царю верою и правдою двадцать пять лет, и вот пришел ему срок, получил он отставку. Призвали его с царем попрощаться. Присел солдатик на лавку, ждет царской воли.
— Ну-ка, солдатик, пошути ты надо мною шутку, да легонькую.
— Могу, ваше царское величество! — И просит царя на диван пересесть.
Послушался царь солдата.
— А который будет час, ваше царское величество?
— Первый в начине, — сказал царь.
И вдруг дверь — у-у-ух! — полна палата воды: затопило царя на диване по шейку, — и ударился царь из палат своих бежать, а на дворе ему вплавь.
Куда тут деться?
Ухватился он за лестницу и ну карабкаться. И покрыла матушка — полая вода все леса темные. Сидит царь на конечке, захлебывается.
Тут откуда ни возьмись лодка — бряк в лодку. Поднялся ветер, и унесло царя бог весть куда.
Стала вода понемногу пропадать и пропала.
И крепко захотелось царю поесть.
Идет старуха, несет булочки.
— Пожалуй, бабушка, сюда, — говорит царь, — продай мне булочку.
— Ох, ваше царское величество, булочки-то больно жестки, ночевочки, я вам мягоньких принесу.
Царь у старухи взял булки, держит, думает себе:
"Слава богу, хоть что-нибудь!" — очень проголодался.
И только что хотел отщипнуть кусочек, идет надзиратель.
— Чего, — говорит, — ты тут держишь?
— Булочки.
— Ну-ка, я посмотрю.
Царь разжал руку, глядь — человечьи головы.
Надзиратель его цоп — в часть.
До утра в части просидел, а там и суду предали, да в острог. И пока искали да разыскивали, натерпелся в остроге-то. И дознались, судили и засудили: приговорили к наказанию и навечно в каторгу.
"Ох, солдат, солдат, что надо мною сделал!"
Везут царя, а палач только усмехается.
И привезли на площадь, раздели, поставили.
Взял палач двухвостный кнут...
— Ах, батюшки! — как закричит царь.
Тут вбежали в палату сторожа-приближенные, смотрят: сидит царь на диване, а напротив солдат на лавке.
— Ну, спасибо, солдат, подшутил ты надо мною хорошо!
— А посмотрите-ка, ваше царское величество, который час?
Царь-то думает, что времени с год прошло, а всего-то один час прошел!
Мора, или морок, — привидение, ночной кошмар, который терзает людей во время сна. Иногда это болезнь, которая является только во сне, а днем человек ощущает себя вполне здоровым. Поэтому некоторые знахари не советуют будить людей до тех пор, пока морок не закончится сам собой, иначе и наяву можно захворать тем же недугом, который мучит во сне. Наводить морок могут бесы или сами моры-мары — малюсенькие старушки, которые сидят по ночам у печи, бормочут, шепчут, иногда, словно кикиморы, что-то прядут или плетут кружево.
Морок может нагнать на своего недруга злой колдун. Умелый чародей тоже способен "отвести глаза". Например, если его подвергнут наказанию, он устроит так, что палач будет хлестать плетью по дереву, а всем кругом причудится, что бьют чародея.
Благодаря умению морочить такие колдуны в кабаках едят и пьют все что захотят, расплачиваясь не деньгами, а мусором или кружочками моркови, которые в этом случае идут за золотые монеты. Дар мороки, как и прочие колдовские умения, получают от дьявола в обмен на собственную душу, ну а расплата настает, когда пробьет смертный час колдуна.
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"