Регинон, известный хронист, а также автор сочинений по теории музыки и каноническому праву, был аббатом Прюмского монастыря (Priim, несколько севернее Трира) в 892-899 гг., затем перебрался в Трир, где и умер в 915 г. Здесь им и была написана "Хроника", доведенная до 906 г. и ставшая весьма популярной в раннесредневековых Франции и Германии.
С 907 по 967 г. труд Регинона был продолжен анонимом, который в современной науке практически единодушно отождествляется с первым магдебургским архиепископом Адальбертом (968-981), а до того, в 961-962 гг., — миссийным епископом для Руси, история которого изложена в "Продолжении Регинона" весьма детально (Wattenbach, Holtzmann 1. S. 166-168). Распространенная датировка работы продолжателя Регинона над своим трудом началом 968 г. вряд ли верна; точнее было бы говорить о периоде после 973 г. (Назаренко 1993. С. 101-102).
Для продолжателя Регинона характерен общеимперский кругозор, который и обусловил достоинства его сочинения как одного из лучших в латиноязычной историографии X в.
Оригинал "Продолжения хроники Регинона" утрачен, но, как считается, непосредственной копией с него является хранящийся в Мюнхенской государственной библиотеке cod. Monacensis 6388 (X в.).
Издания: Главное издание "Хроники" вместе с продолжением — Ф. Курце: Regin. 1890; ему в общем следуют издания P. Pay: Regin. 1971. P. 180-318 (Регинон), Cont. Reg. Издание фрагментов, касающихся Восточной Европы, с подробным комментарием (к которому и отсылаем читателя за деталями) см.: Назаренко 1993. С. 105-107.
Переводы: На немецкий язык: Regin. 1939; Forts. Regin.; Regin. 1971; Cont. Reg. (a latere); перевод фрагментов "Продолжения", касающихся Руси: Свердлов 1. С. 37-38; фрагментов как "Хроники", так и "Продолжения", касающихся Восточной Европы: Назаренко 1993. С. 107-109.
Литература: О "Хронике" Регинона: Lowe 1953. S. 151-179; Wattenbach, Lowe 5. S. 898-904; Hlawitschka 1975. S. 7-27; Schleidgen 1977.
О "Продолжении хроники Регинона" в целом, без учета многочисленных комментариев к рассказу о миссионерской поездке Адальберта на Русь, см.: Wattenbach, Holtzmann 1. S. 163-170 (автор раздела — П. Кирн); Hauck 1974. S. 276-353; прочую литературу см.: Назаренко 1993. С. 105.
1.
В лето от Воплощения Господня 889-е. [В связи с переселением венгров в Среднее Подунавье из "Скифии" следует описание последней, заимствованное из Юстина и Павла Диакона[1].] Вот из каких мест, из собственной страны, названный народ (венгры) был изгнан соседними ему племенами, которые зовутся печенегами (Pecinaci)[2], потому что они превосходили [венгров] и числом, и храбростью, а родина [их], как я полагаю, оказалась недостаточна для обитания [такого] чрезвычайного множества. [Венгры приходят в Паннонию[3].]
(Regin. 1890. Р. 131-132)
2.
959. [Король Оттон[4] снова идет походом против славян[5].] Послы Елены (Helena)[6], королевы (regina)[7] ругов (Rugi)[8], крестившейся в Константинополе (Constantinopolis) при императоре константинопольском[9] Романе (Romanus)[10], явившись к королю, притворно, как выяснилось впоследствии, просили назначить их народу епископа и священников[11]. В то же лето разбит параличом херсфельдский (Heresfeldensis) аббат Хаганон (Hagano)[12].
960. Король отпраздновал Рождество Господне[13] во Франкфурте (Franconofiird)[14], где Либуций (Libutius)[15] из обители святого Альбана[16] посвящается в епископы для народа ругов достопочтенным архиепископом Адальдагом (Adaldagus)[17]. [Король снова идет против славян. К королю приходят послы из Италии с просьбой освободить их от тирании короля Беренгара[18].]
961. Король отпраздновал Рождество Господне[19] в городе Регенсбурге (Radasbona)[20], где 14 февраля скончал свои дни вюрцбургский (Wirziburgensis) епископ Поппон (Рорро), весьма любимый королем; на епископской кафедре его сменил его близкий родственник [тоже] Поппон. Либуций, отправлению которого в прошлом году помешали какие-то задержки[21], умер 15 февраля сего года. На должности его сменил, по совету и ходатайству архиепископа Вильгельма (Willehelmus)[22], Адальберт (Adalbertus) из обители святого Максимина[23], который, хотя и ждал от архиепископа лучшего и ничем никогда перед ним не провинился[24], должен был отправляться на чужбину[25]. С почестями назначив его [епископом] для народа ругов, благочестивейший король, по обыкновенному своему милосердию, снабдил его всем, в чем тот нуждался[26]. [Оттон I отправился походом в Италию против Беренгара, назначив ведать делами государства архиепископа Вильгельма.
962. В Риме 2 февраля[27] папа Иоанн[28] коронует Оттона императорским венцом. Война с Беренгаром.] В то же лето Адальберт, назначенный епископом к ругам, возвращается, не сумев преуспеть ни в чем из того, ради чего он был послан, и убедившись в тщетности своих усилий[29]. На обратном пути некоторые из его [спутников] были убиты, сам же он после больших лишений едва спасся[30]. Прибывшего к королю[31] [Адальберта] встречают милостиво, а любезный Богу архиепископ Вильгельм в возмещение стольких тягот дальнего странствия, коего он сам был устроителем, предоставляет ему имущество и, словно брат брата, окружает всяческими удобствами. В его защиту [Вильгельм] даже отправил письмо императору, возвращения которого [Адальберту] приказывают дожидаться во дворце.
(Regin. 1890. Р. 169-172)
3.
966. Император отпраздновал Рождество Господне[32] в Кёльне (Colonia), где устроил по своему усмотрению дела Лотарингского королевства (Lothariense regnum)[33]. Скончался Эрканберт (Ercanbertus), аббат Вайсенбургской (Wizenburgensis) обители[34], и император поставил во главе монастыря избранного монахами Адальберта, [прежде] назначенного епископом к ругам[35]. [Статья следующего, 967-го, года является последней в хронике.]
(Regin. 1890. Р. 177)
[1] Юстин, римский писатель III в. н.э., сократитель огромной всемирной истории, написанной в I в. н.э. Помпеем Трогом и дошедшей до нас только в переложении Юстина. Труд Юстина был весьма популярен в средние века. Павел Диакон (ок. 720 — ок. 790) — автор "Истории лонгобардов", один из самых ярких представителей каролингской историографии. Региноном использованы следующие фрагменты: Iust. II, 1-3. Р. 14-17; Paul. Diac. I, 1. P. 47-48.
[2] Первое упоминание печенегов в средневековой латинской литературе; все последующие известия в ней о роли печенегов в переселении венгров в Среднее Подунавье так или иначе восходят к Регинону. Обычно считается, что нападение печенегов на венгров было спровоцировано болгарами, которые в 894-896 гг. боролись против византийско-венгерской коалиции (Назаренко 1993. С. 110).
[3] Римская Паннония занимала земли на правобережье Дуная к западу от Дунайского колена. В средневековых текстах этот хороним употреблялся в более широком значении, включая все земли в Среднем Подунавье, занятые венграми. Датировка Региноном переселения венгров из Северного Причерноморья на Средний Дунай 889 г. вряд ли верна; обычно принимается другая дата — 896/7 г. Возможно, хронист использовал византийскую датировку по александрийской эре (897 + 5500 = 6397 г.), пересчитав ее в год от Рождества Христова по константинопольской эре (6397 - 5508 = 889) (Назаренко 1993. С. 109).
[4] Германский король Оттон I.
[5] В 957-960 гг. Оттон I вел войну против полабских славян.
[6] Киевской княгини Ольги, правившей после гибели (ок. 945 г.) мужа, киевского князя Игоря, во время несовершеннолетия своего сына Святослава (примерно до 960 г.). В крещении Ольга действительно носила имя Елена (ПСРЛ 1. Стб. 61; 2. Стб. 49; Иаков Мних. С. 67); см. также: Назаренко 1993. С. 111. Коммент. 8.
[7] О титуле см. Назаренко 1993. С. 111.
[8] В том, что традиционный этноним Rugi в данном случае обозначает именно русь, можно быть уверенным благодаря сообщению об этом событии в так называемых анналах херсфельдского корня, где народ, приславший послов, назван своим обычным для латинской письменности X-XI вв. именем — Rusci.
[9] Западноевропейские авторы избегали именовать византийских императоров римскими, как те себя сами титуловали, предпочитая говорить о "константинопольских" или "греческих" императорах по причине споров между Востоком и Западом об императорском титуле, начавшихся в 800 г., с императорской коронации Карла Великого.
[10] Византийском императоре Романе II. О крещении Ольги именно в Константинополе сообщают все источники, но вопрос о том, когда это случилось, остается спорным. Роман II правил самостоятельно в 959-963 гг., а совместно с отцом — с 946 г. Древнерусские источники, как правило, датируют поездку Ольги в Царьград и ее там крещение 6463 (955/6) г. Приемы Ольги в Константинополе, описанные в сочинении Константина Багрянородного "О церемониях" (Const. De cerim. II, 15. P. 594.15-598.12) могут быть датированы осенью либо 946, либо 957 г., но в этих описаниях нет ни слова о крещении княгини. Ввиду таких противоречий были исследователи, которые отдавали предпочтение датировке "Продолжателя Регинона" (см., например: Obolensky 1990. Р. 145-158). При всей дискуссионности проблемы (краткий ее обзор см.: Назаренко 1993. С. 114-118) нам наиболее предпочтительным представляется мнение о крещении Ольги в 957 г. при отце Романа II императоре Константине VII Багрянородном (Назаренко 2001а. С. 219-310; здесь подробно и о других точках зрения).
[11] О том же говорится и в анналах херсфельдской традиции. Такое согласие не зависимых друг от друга источников лишает оснований нередко высказывавшиеся в науке предположения, что посольство Ольги преследовало отнюдь не религиозные цели, и лишь миссионерское рвение Оттона I побудило его отправить на Русь епископа (см., например: Голубинский 1/1. С. 82-83; Грушевський 2. С. 405-406; Сахаров 1980. С. 293-298; и др.). Причиной обращения киевской правительницы к германскому королю стала, как есть основания думать, неудача ее переговоров с Византией, в которых также поднимался вопрос о церковной организации на Руси после личного крещения княгини (Назаренко 1993. С. 119-120; он же 2001а. С. 297-303).
[12] Херсфельд — известный еще с каролингских времен монастырь в Гессене, несколько севернее знаменитой Фульды. Хаганон умер 21 декабря следующего, 960 г.
[13] В средние века в Германии год начинали с Рождества, так что речь идет о Рождестве 959, а не 960 г.
[14] Современный Франкфурт-на-Майне.
[15] Ничего, кроме сообщаемого "Продолжателем Регинона", о нем не известно.
[16] В Майнце. Видимо, Либуций был протеже майнцского архиепископа Вильгельма, внебрачного сына Оттона I.
[17] Архиепископом гамбургско-бременским, одним из самых близких советников Оттона I. Франкфурт был канонической (т.е. подчиненной в церковно-правовом отношении) территорией Майнцской архиепископии, поэтому для рукоположения здесь Либуция именно гамбургско-бременским архиепископом должны были иметься особые причины. Дело в том, что Адальдаг, будучи папским викарием в отношении язычников на севере Европы и главой миссионерской архиепископии, обладал правом организации новых епископств на языческих землях. Именно поэтому источник ничего не сообщает о санкции Рима на открытие новой миссийной епископии (Назаренко 1993. С. 121-122).
[18] Беренгара II, маркграфа Ивреи, занявшего итальянский престол после смерти в 950 г. короля Лотаря II, двоюродного брата своей жены; свергнут в результате войны с Оттоном I.
[19] 25 декабря 960 г.
[20] Столице Баварского герцогства.
[21] О причинах задержки более чем на год с отправлением уже рукоположенного епископа можно только строить предположения. По косвенным данным (внезапное обострение в 960 г. германо-византийских отношений; относящееся к тому же году посольство Лиудпранда в Византию, кажется, неудавшееся) в преддверии своей запланированной имперской коронации (962 г.) Оттон I хотел использовать открытие миссийной епархии для Руси как инструмент политического давления на Византию с целью вынудить последнюю признать за германскими королями титул императоров. Другие объяснения менее убедительны (Назаренко 1993. С. 123-124; он же 2001а. С. 305-307).
[22] Архиепископа майнцского.
[23] Монастырь св. Максимина в Трире был одним из центров монастырской реформы — восстановления во всей строгости общежитийного устава св. Бенедикта Нурсийского; так, в частности, монастырь св. Маврикия в Магдебурге, на основе которого было в 968 г. учреждено архиепископство, в момент своего основания Оттоном I был заселен монахами, выведенными из обители св. Максимина. Адальберт оказался в монастыре св. Максимина, успев побывать нотарием в канцелярии кёльнского митрополита, а затем — в королевской канцелярии. На этих данных покоится традиционное представление о лотарингском происхождении Адальберта, которое было, однако, оспорено в пользу гипотезы о его близком родстве с высшей саксонской знатью (Althoff 1978. S. 268-282). О личности Адальберта см.: Назаренко 1993. С. 102-103.
[24] Похоже, что Адальберт, как и Либуций, был протеже архиепископа Вильгельма.
[25] Адальберт был явно недоволен своим назначением. Возможно, миссионерство воспринималось им в качестве занятия несовместимого с образом жизни реформированного монашества. Напомним, что миссионерские планы Бруно Кверфуртского ок. 1000 г. стоили ему размолвки с его кумиром — активным поборником монастырской реформы и пустынножителем блаж. Ромуальдом из Камальдоли (Wenskus 1956. S. 134-136).
[26] Адальберт не сообщает никаких подробностей своей поездки на Русь: ни об обстоятельствах пребывания в Киеве, ни о пути туда и обратно. Это и неудивительно ввиду его неудачи. Но если учесть свидетельство Бруно Кверфуртского, что по пути на Русь Адальберт проезжал через Либице (столицу княжества Славниковцев к востоку от Праги) (Brun. Vita Adalb. 4. P. 5), то становится ясно: миссионер двигался по известному пути Регенсбург — Прага — Краков — Киев. Ср. косвенные указания на то, что рукоположен Адальберт был именно в Регенсбурге (Назаренко 1993. С. 126).
[27] На 2 февраля приходится праздник Сретения Господня, т.е. принесения младенца Иисуса в Иерусалимский храм.
[28] Иоанн XII.
[29] Отсюда, как и из оброненного выше замечания, что просьба послов Ольги была "притворной", видно, что прием Адальберта в Киеве не соответствовал ожидавшемуся. Тому могут быть две причины: переход власти на Руси к Святославу, который не выказывал интереса к крещению, или/и урегулирование русско-византийских противоречий после смерти в конце 959 г. императора Константина VII (Назаренко 1993. С. 128-129).
[30] Поскольку Адальберт не связывает эти опасности с действиями киевских властей, речь, видимо, идет о каком-то дорожном происшествии.
[31] Сын Оттона I Оттон II (германский император в 973-983 гг.) был коронован в мае 961 г. и назначен отцом правителем государства (под опекой майнцского архиепископа Вильгельма) на время итальянского похода Оттона I.
[32] 965 г.
[33] Лотарингия — историческое название земель к западу от Рейна, от Бургундии на юге до Северного моря, некогда (по Мерсенскому договору 855 г.) доставшихся среднему сыну франкского императора Лотаря I Лотарю II. Кёльн был митрополией Нижней Лотарингии.
[34] Древнего монастыря в междуречье Рейна и Мозеля. Эрканберт умер 9 февраля.
[35] Интересно, что с назначением Адальберта в 968 г. на магдебургскую кафедру Вайсенбургский монастырь, расцвет которого как раз и приходится на вторую половину X в., отошел под юрисдикцию Магдебурга.