Абу Шуджа Мухаммад ибн ал-Хусайн Захир ад-Дин ар-Рудравари (1045— 1095) был везиром халифа ал-Муктади (1075-1094). Его перу принадлежит книга "Продолжение Книги испытаний народов и осуществления заданий" ("Дайл Китаб таджариб ал-умам ва та'акиб ал-химам"), которая представляет собой продолжение труда Ибн Мискавайха, начиная с 370/979-80 г.; изложение событий доведено до 389/999 г. Исследователи полагали, что автор использовал также материалы книги Хилала ас-Саби (ум. 1056). В труде содержится известие о крещении русов в 375 г. х. (985/986 г.), несколько отличающееся от известного рассказа Йахйи Антиохийского.
Издание и переводы: Continuation of the Experiences of the Nations by Abu Shuja' Rudhrawari, Vizier of Muqtadi and Hilal b. Muhassin, Vizier's secretary in Baghdad. Oxford, 1921. Vol. I: Arabic Text / Ed. H. F. Amedroz and D. S. Margoliouth. Vol. II: Transl. from the original Arabic by D. S. Margoliouth (The Eclipse of the Abbasid Caliphate. Original Chronicles of the Fourth Islamic Century / Ed., transl., and elucidated by H. F. Amedroz and D. S. Margoliouth. Vol. Ill, VI).
Перевод фрагментов: Кезма 1927.
Литература: Йахйа 1883; Кезма 1927; Флоровский 1927.
ПРОДОЛЖЕНИЕ КНИГИ ИСПЫТАНИЙ НАРОДОВ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Рассказ о том, как Вардис [Фока], сын Льва[1], изменнически поступив с Вардою [Склиром][2] и схватив его, затем переменил свое отношение к нему на лучшее и освободил его.
Вардис [Фока], расставшись [со Склеросом], расположился вблизи Константинополя, объявляя войну Василию[3] и Константину[4], византийским царям. Общее настроение было за него; войска и население присоединились к нему. И остались оба царя с малым количеством людей внутри города и его неприступных твердынь.
Посредством какого приема возвратили оба византийских императора спокойствие своему пошатнувшемуся положению.
Когда их положение поколебалось, они вступили в переговоры с царем русов и попросили у него помощи. На это он предложил им выдать за него замуж их сестру. Они оба на это согласились. Но женщина воспротивилась отдать себя тому, кто разнится с ней в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство. Тогда брак был заключен, и женщина была подарена ему (царю русов. — Т.К.). Он послал им обоим на помощь великое множество своей дружины, причем все были большой силы и отваги. Когда помощь прибыла в Константинополь, они переправились через море на кораблях для встречи с Вардисом [Фокой]. Тот, глядя на них, не придал им значения и подшучивал над ними: как это они так самонадеянны в своем предприятии! Едва они высадились на берег и оказались на одной земле с врагом, как разгорелся между ними бой, и победителями вышли русы. Они убили Вардиса [Фоку], и войска его рассеялись.
(Перевод Т. Кезма по: Абу Шуджа. С. 393-394
с редактированием Т.М. Калининой)
[1] Варда Фока был привлечен Василием II против Варды Склира (см. след. примеч.) из-за знания военного искусства, а также по причине тесных связей с крупными землевладельцами Каппадокии. В битве, произошедшей между Склиром и Фокой 24 марта 979 г., одержал верх Варда Фока.
[2] Варда Склир — популярный в армейской среде военачальник, пользовавшийся поддержкой крупных землевладельцев Армении и Грузии, а также мусульманских полунезависимых эмиров из династий Хамданидов и Бундов в Азербайджане. Пытался захватить власть, сражаясь с императорскими войсками, однако вынужден был бежать сначала в Мартирополь, принадлежавший одному из Хамданидов, затем в Багдад, где находился с 980 по 986 гг. Около 987 г. Варда Склир и Варда Фока заключили соглашение против Византии, но Варда Фока устранил Склира, видя в нем соперника. Когда же он был отпущен, то снова провозгласил себя императором и начал военные действия, дошел до Константинополя, но проиграл битвы при Хрисополе (988) и Ави-досе (989). Василий II пошел на переговоры со Склиром, пожаловав тому земли и титул куропалата. Мятеж был погашен. Варда Склир же умер в 991 г.
[3] Василий II Болгаробойца.
[4] Византийский император Константин VIII, брат Василия II (1026-1028).