Арабский ученый Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми (род. в 80-е гг. VIII в. — ум. после 847 г.) был известен математическими и астрономическими трудами, которые в средневековой Европе начиная с XII в. переводились на латынь. Судя по нисбе[1], он или его предки были выходцами из Хорезма. Ал-Хорезми работал при дворе халифа ал-Ма'муна (813-833) в качестве астронома и математика в "Доме мудрости" — центре научной и переводческой деятельности в Багдаде.
В первой трети IX в. ал-Хорезми написал "Книгу картины Земли" ("Китаб сурат ал-ард") — руководство или, возможно, текстовое сопровождение для карты мира, выполненной по заказу халифа ал-Ма'муна. В основу сочинения ал-Хорезми положил "Географическое руководство" Клавдия Птолемея (II в. н.э.), труды которого были очень популярны среди арабских ученых. Произведение ал-Хорезми представляет собой списки координат для береговых линий морей, течений рек, очертаний гор, местонахождений городов или "центров" стран. В отношении земель, далеких от Халифата, приведены те же названия, что и в сочинении Птолемея, хотя и в сильно искаженном виде, в то время как известные восточному ученому наименования местностей и городов переданы в привычных арабам вариантах. В книге ал-Хорезми встречаются восточноевропейские топонимы и гидронимы.
Единственная рукопись "Книги картины Земли" находится в Страсбурге. Она издана австрийским востоковедом X. фон Мжиком, который для публикации привлек также сочинение арабского ученого Сухраба, переписавшего в начале X в. сочинение ал-Хорезми. При издании текста X. фон Мжик пронумеровал встречающиеся в книге ал-Хорезми координаты, взяв номера в круглые скобки, а рядом, в косых скобках, показал соответствующие координаты книги Сухраба. Ниже приводятся фрагменты с нумерацией X. фон Мжика только для данных ал-Хорезми.
Издание: Das Kitab Surat al-ard des Abu Dja'far Muhammed ibn Musa al-Huwarizmi / H. v. Mzik. Leipzig, 1926.
Переводы: Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми. Избр. произведения / Пер. и коммент. А. Ахмедова. Ташкент, 1983. С. 225-466 (на узб. яз.); Калинина Т.М. Сведения ранних ученых Арабского халифата: тексты, перевод, комментарий. М., 1988. С. 39-54.
Литература: Mzik 1936; Крачковский 1957. С. 91-97; Булгаков, Розенфельд, Ахмедов 1983; Калинина 1984б; Хорезми 1985; Калинина 1988. С. 11-18, 54-107.
КНИГА КАРТИНЫ ЗЕМЛИ
Широта седьмого климата[2] — 45° Города седьмого климата
(496) Дисикарийа[3] на море у горы |
(Перевод Т.М. Калининой: Калинина 1988. С. 40)
Что следует за климатом седьмым к широте 63°
Это — последнее обитаемое место
Города, которые следуют за седьмым климатом к широте 63°
(527) Растийанис[4] на море
(528) Ауфатарийа[5] на море
(530) Саудисайа[6] на море
(531) Арсаса[7]
(532) Арсина на море[8]
(533) Танис на Батихе[9]
(534) Сурис на Батихе[10]
(535) Ксубис[11]
(539) Тирма на Батихе[12]
(Перевод Т.М. Калининой: Калинина 1988. С. 40)
Реконструкция карты части территорий Европы и Азии по данным ал-Хорезми
Источники и реки за седьмым климатом
Эта ал-Батиха[13], начало ее — от Д 58°45' (2379) до Д 69°40' (2380). Берет начало от места, куда стекают четыре реки, [имеет] ширину по размеру четырех рек... (пропуск в рукописи. — Т.К.) по обеим сторонам до тех пор, пока не дойдет до одной из тех сторон, которая примыкает к морю около Д 63°30' Ш 52°30' (2381). Затем ал-Батиха поворачивает, подходит к городу [Тирма] и идет [далее] к пяти рекам, которые впадают в нее около Д 69°00' (2382), а берут начало от гор Ифика[14], пока не подходит [ал-Батиха] к углу города Танис. Затем идет к месту Д 63°40' Ш 57°40' (2383). Идет к месту Д 62°00' Ш 55°30' (2384). Затем идет к месту ниже стока четырех рек. Затем выходят из нее две реки и [текут] между двух морей; место впадения их обеих — в Северное море. И вот — карта этого[15].
Река Ра[16], начало ее — от горы (917-918) около Д 72°20' 60°30' (2385). Идет к Д 81°30' Ш 58°30' (2386), к Д 75°40' Ш 57°30' (2387). Идет [далее] и соприкасается с одной из двух башен, которые построил Зу-л-Карнайн[17] (924). Течет [далее] и впадает в море около Д 81°10' Ш 49°20' (2388). Впадает [также] в эту реку река из горы (929-930), начало ее — около Д 92°30' Ш 61°00' (2389), а впадение в реку — около Д 81°30' Ш 58°30' (2390).
(Перевод Т.М. Калининой: Калинина 1988. С. 53-54)
[1] Нисба — часть имени, образованная от названия племени, места рождения или проживания, профессии.
[2] Араб, иклим ("климат") является арабской передачей греч. ("наклонение"). В арабской географической литературе этим термином обычно обозначались широтные зоны, на которые арабы разделяли земную поверхность. По представлениям мусульманских географов, восходящим к воззрениям позднеантичных авторов, земля делилась на обитаемую и ненаселенную части; обитаемая зона, в свою очередь, разделялась на климаты, идущие с востока на запад или с запада на восток. С IX в. термином иклим ученые Халифата стали называть не только греческие "климаты", но и "кишвары" — географические области, выделение которых связано уже не с античной, а с персидской географической традицией.
[3] В тексте — Д.с.канийа, однако по сопоставлению с материалами Птолемея следует исправить на Дисикарийа. Этот город соответствует птолемееву городу Диоскурия (Себастополис), располагавшемуся в Колхиде. Он был крупным торговым центром, упоминался и в источниках IV-V вв. н.э., однако утратил свое значение и имя ко времени жизни ал-Хорезми (Калинина 1988. С. 78).
[4] Искаженное название античного города Борисфен или Ольвия, упомянутого Птолемеем и идентифицируемого по местоположению. Этот город в античности располагался в месте соединения устьев рек Борисфен (Днепр) и Гипанис (Буг), при впадении их в лиман Черного моря, и был крупным торговым портом. После IV в. н.э., в связи с набегами готов и гуннов, прекратил существование. Указан ал-Хорезми как пункт для построения карты (Калинина 1988. С. 79).
[5] Искаженное название упомянутого Птолемеем города Евпатория, находившегося, предположительно, близ совр. Балаклавы. Не играл крупной роли ни в античности, ни в средние века, однако указывался как удобный пункт при построении карты (Калинина 1988. С. 79).
[6] В рукописи приведено иное наименование: Таур.сана; при описании побережья дан вариант Саурсана. Соответствует Феодосии Птолемея. Будучи экономически развитым центром восточной Таврики, в период передвижения народов в III—IV вв. на время потерял свое значение, хотя упоминался в источниках и в V в., а по данным археологии, в конце VIII-IX вв. там прослеживается возрождение хозяйственной жизни (Калинина 1988. С. 80).
[7] Соответствует приазовскому городу Гермонасса, упомянутому Птолемеем. Город известен с VI в. до н.э. Одни археологи полагают, что, как и в некоторых античных городах, в Гермонассе был длительный период упадка в III—IV вв., однако другие считают, что жизнь в городе не прекращалась. Византийскому императору X в. Константину Багрянородному город известен как Таматарха; в древнерусских источниках он называется Тмутороканью (Калинина 1988. С. 81).
[8] Соответствует, вероятнее всего, упомянутому Птолемеем городу Ойнантея, о котором известий не имеется; был выбран как удобная координата для построения карты (Калинина 1988. С. 81).
[9] Соответствует упомянутому Птолемеем процветающему с античных времен городу Танаис в устье одноименной реки (Дона), который в III—IV вв. прекратил существование (Калинина 1988. С. 81). Об ал-Батихе см. ниже примеч. 13.
[10] Соответствует упомянутому Птолемеем городу Наварис на Нижнем Дону, погибшему в IV в. Упомянут ал-Хорезми как удобная координата для построения карты (Калинина 1988. С. 82).
[11] Соответствует упомянутому Птолемеем городу Эксополису, о котором нет реальных данных. Как и в предыдущих случаях, выбран лишь как значимая координата для построения карты (Калинина 1988. С. 82).
[12] Город соответствует птолемеевой Тирамбе на южном побережье Азовского моря (озеро Меотис). Как и большинство античных городов Причерноморья и Приазовья, в III в. н.э. подвергся разгрому готов и перестал существовать. Выбран ал-Хорезми как удобная координата для построения карты (Калинина 1988. С. 82).
[13] Ал-Батиха — араб, "широкое русло потока", "долина". Здесь и в тех случаях, где упомянуты прибрежные города или устья рек, этим словом обозначено Азовское море — Меотис (греч. "болото", «"водоем"). В труде ал-Хорезми слово ал-Батиха в аналогичном значении прилагается не только к Меотису, но также и к некоему "озеру Борисфена" (Днепра), к Аральскому морю и др.
[14] У Птолемея — горы Гиппика (Калинина 1988. С. 44, 85).
[15] В рукописи сочинения ал-Хорезми сохранилось подобие карты, бывшей в подлиннике, с изображением ал-Батихи, т.е. Меотиды. Как по ней, так и по описанию можно понять, что она, по данным ал-Хорезми, не соединялась с Черным морем. Черное море представлено в книге ал-Хорезми как восточная часть большого водного бассейна, охватывающего западную часть Атлантики, Гибралтар, Средиземное, Эгейское, Мраморное моря и проливы и заканчивающегося Черном морем, которое, по данным ал-Хорезми, в отличие от Птолемея и многих других арабских авторов более позднего времени, не носит имя Понт. Боспор Киммерийский (Керченский пролив) совсем не отмечен в книге ал-Хорезми, он превращен в замкнутый залив Черного моря. Ал-Батиха, по материалам ал-Хорезми, была расположена ближе к северу, чем Меотида Птолемея, и имела соединение, посредством двух рек, с Северным Внешним морем, которое соответствовало Сарматскому океану Птолемея. В целом изображение восточного и западного побережья ал-Батихи в книге ал-Хорезми почти тождественно данным о тех же берегах Меотиды в сочинении Птолемея, в то время как картина южного побережья (разделение бассейнов, соответствующих Понту и Меотиде) и северного (связь с Северным Внешним морем) выглядит иной. Своеобразные представления ал-Хорезми о водной системе Восточной Европы могут объясняться неточным восприятием данных Птолемея, поскольку самое малое смещение картографических материалов дает общую неверную картину (Калинина 1988. С. 104-105).
[16] Очертания реки Ра аналогичны описанию таковой у Птолемея и совпадают с Волгой (Калинина 1988. С. 107).
[17] Зу-л-Карнайн — араб, "двурогий". Так назывался в арабской литературе Александр Македонский, легенды о походах которого были широко распространены на Востоке. "Двурогий" — прозвище, данное Александру Македонскому сирийцами и подхваченное арабами за то, что этот полководец побывал в обеих частях света; как вариант — за то, что этот царь имел на лбу два нароста, напоминающих рога, дабы поражать народы — сюжет, восходящий к древним представлениям о восточных божествах (Пигулевская 2000. С. 427-428; Пиотровский 1991. С. 147-148).