Так называемая Хроника Псевдо-Симеона представляет собой одну из известных версий хроники "Продолжателя Феофана" или сходных частей хроники Логофета. В отличие от других версий памятника, оканчивающихся на описании событий 948 г., текст Псевдо-Симеона описывает события всемирной истории с 813 по 963 г. Она является компиляцией различных, по большей части известных, трудов — Феофана Исповедника, Георгия Монаха, анонимной хроники IХ в. об императоре Льве Армянине (Scriptor incertus de Leone Armenio), сохранившейся в свою очередь в двух вариантах, первой редакции Продолжателя Георгия и хроники Продолжателя Феофана.
В тексте хроники Псевдо-Симеона содержится заимствованный сюжет об осаде росами Константинополя (в 860 г.) и об организации патриархом Фотием обороны столицы. Та же хроника сохранила рассказ и о росах-дромитах, названных по имени некоего Роса, происходящих из рода "франков". Вновь о росах-дромитах сообщается в связи с рассказом о походе на Константинополь Олега в 907 г., восходящим к "Продолжателю Георгия". Однако современными исследователями этот рассказ был отнесен к событиям 988 г. и связан с обстоятельствами крещения Руси при князе Владимире (А. Маркопулос) или даже вообще представлен компиляцией античных текстов, не имеющей реального исторического содержания (А. Карпозилос).
Издание: Theophanes Continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus / Ed. I. Bekker. Bonnae, 1838. S. 603-760.
Литература: Gregoire 1937. Vol. 23. P. 80-94; Ostrogorsky 1939. T. 2 P. 47-62, 296-298; Jenkins 1949. Vol. 24. P. 403-406; Vasiliev 1951. P. 160-225; Gregoire 1952. Vol. 4. P. 281-287; Mango 1953. T. 4; Markopoulos 1974. Bd. 23. S. 89-99; Markopoulos 1978; Карпозилос 1988. Т. 49. С. 112-118.
ХРОНИКА
(941 г.)
Росы, или еще дромиты, получили свое имя от некоего могущественного Роса после того, как им удалось избежать последствий того, что предсказывали о них оракулы, благодаря какому-то предостережению или божественному озарению того, кто господствовал над ними[1]. Дромитами они назывались потому, что могли быстро двигаться (бегать)[2].
(Перевод М.В. Бибикова)
[1] Существует и иная интерпретация этого фрагмента: Карпозилос 1988. С. 112-118.
[2] Народная этимология названия (от греч. — "бег").