Так называемая хроника Продолжателя Феофана (Scriptores роse Theophanem) - памятник исторической мысли, связанный с именем Константина Багрянородного. В начале текста говорится о подготовке этого труда во время правления Константина Багряногродного, по его повелению и даже при его непосредственном участии; временем создания хроники считается период самостоятельного правления Константина (945-959) — возможно, около 950 г. Это произведение формировалось в иных, по сравнению с IX в., условиях, и, хотя непосредственно примыкает к "Хронографии" Феофана (охватывает в целом период с 813 по 961 г., обрываясь на середине фразы), отличается от предшествующих ему памятников исторической мысли как по идейной направленности, так и по методам освоения исторического материала. Продолжатель Феофана охотно передает различные слухи и поверия (в частности, в книге о Михаиле III). Однако памятник отличает несколько иной по сравнению с предшественниками уровень историзма. Так, можно говорить об элементах исторической критики — это редкость даже для современной Продолжателю литературы: приводятся противоречивые версии одного и того же события, различные оценки поведения того или иного героя (сражение при Версиникии 22 июня 813 г., рассказы о Фоме Славянине, о гибели Феофана). Автор пытается раскрыть причинно-следственную связь событий. В прооймионе хронист определяет и композиционно-тематическую структуру труда, намереваясь следовать монографическому принципу описания "по правлениям" того или иного монарха. Все это серьезно отличается от полумеханического нанизывания разнородных источников, свойственного хронике Логофета.
Общей целью историографии круга Константина Багрянородного было прославление Македонской династии и, прежде всего, ее основателя — Василия I, что отразилось и на рассматриваемых первых четырех книгах хроники, охватывающих период, предшествующий правлению Василия. Принадлежность автора к придворным кругам Константина VII объясняется и выдвижением на первый план в концепции государственного правления принципа легитимности императорской власти. Подобные социальные воззрения хрониста с еще большей силой развиты в "Жизнеописании императора Василия I", составляющего целиком 5-ю книгу Продолжателя Феофана.
Следующая часть хроники Продолжателя Феофана, охватывающая период от правления Льва VI до смерти Романа Лакапина (948), близка второй редакции хроники Логофета ("Ватиканский Георгий"), и, таким образом, несет черты переработки хроники Логофета с позиций аристократа.
Наконец, в четвертой части Продолжателя Феофана описывается самостоятельное царствование Константина VII и начало правления его сына Романа II (повествование обрывается на 961 г.). Его автор, повидимому, — современник происходящего, можно предполагать его близость монашеству Олимпа.
Вместе с тем подчеркнутый интерес автора заключительной части к городским эпархам, их ведомству, позволяет предположить, что этот раздел написал Феодор Дафнопат, императорский секретарь, патрикий, который в 960-963 гг. сам был эпархом города. Ему приписывается и возможное редактирование всей хроники Продолжателя Феофана (работа над последней частью хроники датируется временем между 961 и 968 гг.).
Основываясь на сведениях своих источников, автор Хроники сообщает о набеге росов на Константинополь 860 г., о походе Руси ("дромитов") 941 г., об участии воинских соединений росов, наряду с армянами, "славянами" и фракийцами, в походе византийской армии в 961 г. на Хандак на Крите, на чем и обрывается рукопись с текстом Хроники.
Идентификация автора хроники Продолжателя Феофана с Феодором Дафнопатом остается проблематичной.
Издание: Theophanes continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus / Rec. I. Bekker. Bonnae, 1838. P. 1-21, 353-481.
Перевод: Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей / Перевод и издание Я.Н. Любарского. М., 1992 (2-е изд. — СПб., 2009).
Литература: Крашенинников 1913. С. 187-188; Iorga 1925. Р. 253-260; Шестаков 1929. Р.35-45; Nickles 1937. Р. 221-227; Jenkins 1949. Р. 403-406; Jenkins 1954. Р. 11-30; Barisic 1959. Р. 119-133; Barisic 1961. Р. 257-271; Markopoulos 1985. S. 171-182; Ljubarskij 1987. S. 12-27.
ХРОНОГРАФИЯ
Царствование Михаила III
Потом набег росов (это скифское племя, необузданное и жестокое), которые опустошили ромейские земли, сам Понт Евксинский предали огню и оцепили город[1] (Михаил[2] в то время воевал с исмаилитами[3]). Впрочем, насытившись гневом Божиим, они вернулись домой — правивший тогда церковью Фотий[4] молил Бога об этом, — а вскоре прибыло от них посольство в царственный город, прося приобщить их Божьему крещению[5]. Что и произошло[6].
Крещение Руси. Миниатюра Радзивилловской летописи. Конец XV в.
Жизнеописание императора Василия
Щедрыми раздачами золота, серебра и шелковых одеяний он[7] склонил к соглашению неодолимый и безбожный народ росов, заключил с ними мирные договоры[8], убедил приобщиться к спасительному крещению и уговорил принять рукоположенного патриархом Игнатием[9] архиепископа, который, явившись в их страну, стал любезен народу таким деянием. Однажды князь этого племени собрал сходку их подданных и воссел впереди со своими старейшинами, кои более других по многолетней привычке были преданы суеверию, и стал рассуждать с ними о христианской и исконной вере. Позвали туда и иерея, только что к ним явившегося, и спросили его, что он им возвестит и чему собирается наставлять. А тот, протягивая священную книгу Божественного Евангелия, возвестил им некоторые из чудес Спасителя и Бога нашего и поведал по Ветхому Завету о чудотворных Божьих деяниях. На это росы тут же ответили: "Если сами не узрим подобного, а особенно того, что рассказываешь ты о трех отроках и печи, не поверим тебе и не откроем ушей речам твоим". А он, веря в истину рекшего: "Если что попросите во Имя Мое, то сделаю"[10] и "Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит", когда оное должно свершиться не напоказ, а для спасения душ, сказал им: "Хотя и нельзя искушать Господа Бога, но если от души решили вы обратиться к Богу, просите, что хотите, и все полностью ради веры вашей совершит Бог, пусть мы жалки и ничтожны". И попросили они бросить в разложенный ими костер саму книгу веры христианской, божественное и святое Евангелие, и если останется она невредимой и неопаленной, то обратятся к Богу, им возглашаемому. После этих слов поднял иерей глаза и руки к Богу и рек: "Прославь имя Твое, — Иисус Христос, Бог наш, в глазах всего этого племени", — и тут же метнул в пламя костра книгу святого Евангелия. Прошло немало времени, и, когда погасло пламя, нашли святой том невредимым и нетронутым, никакого зла и ущерба от огня не потерпевшим, так что даже кисти запоров книги не попортились и не изменились. Увидели это варвары, поразились величию чуда и уже без сомнений приступили к крещению.
Приминение греческого огня византийским флотом.
Миниатюра Мадридского списка Хроники Иоанна Скилицы
Царствование Романа
Одиннадцатого июня четырнадцатого индикта на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы, коих именуют также дромитами[11], происходят же они из племени франков[12]. Против них со всеми дромонами и триерами[13], которые только оказались в городе, был отправлен патрикий[14]. Он снарядил и привел в порядок флот, укрепил себя постом и слезами и приготовился сражаться с росами. Когда росы приблизились и подошли к Фаросу (Фаросом называется сооружение, на котором горит огонь, указующий путь идущим в ночи), патрикий, расположившийся у входа в Евксинский понт (он назван "гостеприимным" по противоположности, ибо был прежде враждебен для гостей из-за постоянных нападений тамошних разбойников; их, однако, как рассказывают, уничтожил Геракл, и получившие безопасность путешественники переименовали понт в "гостеприимный"), .неожиданно напал на них на Иероне, получившем такое название из-за святилища, сооруженного аргонавтами во время похода. Первым вышедший на своем дромоне патрикий рассеял строй кораблей росов, множество их спалил огнем, остальные же обратил в бегство. Вышедшие вслед за ним другие дромоны и триеры довершили разгром, много кораблей потопили вместе с командой, многих убили, а еще больше взяли живыми. Уцелевшие поплыли к восточному берегу, к Сгоре[15]. И послан был тогда по суше им наперехват из стратигов патрикий Варда Фока с всадниками и отборными воинами. Росы отправили было в Вифинию изрядный отряд, чтобы запастись провиантом и всем необходимым, но Варда Фока этот отряд настиг, разбил наголову, обратил в бегство и убил его воинов. Пришел туда во главе всего восточного войска и умнейший доместик схол Иоанн Куркуас, который, появляясь то там, то здесь, немало убил оторвавшихся от своих врагов, и отступили росы в страхе перед его натиском, не осмеливаясь больше покидать свои суда и совершать вылазки. Много злодеяний совершили росы до подхода ромейского войска: предали огню побережье Стена[16], а из пленных одних распинали на кресте, других вколачивали в землю, третьих ставили мишенями и расстреливали из луков. Пленным же из священнического сословия они связали за спиной руки и вгоняли им в голову железные гвозди. Немало они сожгли и святых храмов. Однако надвигалась зима, у росов кончалось продовольствие, они боялись наступающего войска доместика схол Куркуаса, его разума и смекалки, не меньше опасались и морских сражений и искусных маневров патрикия Феофана и потому решили вернуться домой. Стараясь пройти незаметно для флота, они в сентябре пятнадцатого индикта[17] ночью пустились в плавание к фракийскому берегу, но были встречены упомянутым патрикием Феофаном и не умели укрыться от его неусыпной и доблестной души. Тотчас же завязывается второе сражение. И множество кораблей пустил на дно, и многих росов убил упомянутый муж. Лишь немногим удалось спастись на своих судах, подойти к побережью Килы и бежать с наступлением ночи. Патрикий же Феофан, вернувшийся с победой и великими трофеями, был принят с честью и великолепием и почтен саном паракимомена[18].
(Перевод Я.Н. Любарского. С. 84, 142-143, 175-176)
[1] Константинополь. Имеется в виду поход русских и осада столицы, начавшаяся 18 июня 860 г.
[2] Император Михаил III (842-867).
[3] Т.е. арабами.
[4] Константинопольский патриарх Фотий (858-867, 877-886).
[5] Речь вдет о результатах знаменитой осады русскими Константинополя 860 г., описанной непосредственным участником событий — патриархом Фотием.
[6] О посольстве и первом крещении росов Фотий пишет в своем послании 867 г. (см. выше).
[7] Император Василий I (867-886), основатель Македонской династии.
[8] Описываемые события происходят примерно в 867 г.
[9] Константинопольский патриарх Игнатий (847-858, 867-877).
[10] Имеется в виду ветхозаветный сюжет о выходе из горящей печи невредимыми трех мужей, брошенных туда царем Навуходоносором за их отказ поклониться языческим идолам (Дан 3:13 сл.).
[11] Поход князя Игоря на Константинополь 941 г. А. Васильев связывает это наименование русских с топонимом на берегу Днепра, откуда они, якобы, приходили (Vasiliev 1951. Vol. 6. P. 219), Псевдо-Симеон (см. ниже) дает другую, народную, этимологию этого имени (Николаев 1981. С. 151).
[12] Свидетельство о норманнском происхождении росов.
[13] Большие военные корабли. Дромон — вид скоростных судов.
[14] Патрикий Феофан.
[15] Место на вифинском побережье.
[16] Т.е. Босфора.
[17] 15 сентября 941 г.
[18] Императорский высокий придворный титул: "спальничий".