Петр Патрикий (VI в.) был современником императора Юстиниана и Прокопия Кесарийского. Он учился в столице, затем находился при дворе, был в составе многочисленных посольств, выполнял различные дипломатические поручения, в частности, в Персии участвовал в заключении знаменитого византино-персидского мира 562 г., текст которого историк сохранил для нас. Его "История" дошла в эксцерптах ученого императора X в. Константина Багрянородного, который заимствовал многие выдержки Петра о посольствах. Дипломатическому протоколу было посвящено и другое сочинение Петра — "О государственном устройстве", также сохраненное в "Книге церемоний" Константина.
Исторические сведения Петра касаются правления императоров сер. V—VI вв. Историк в стиле исократовского диалога создает модель идеального государства типа "конституционной монархии", что позволяет исследователям уловить в этом некую оппозиционность абсолютизму Юстиниана. Особое внимание историк-дипломат уделяет протокольным аспектам вступления во власть, легитимирующим ее: идея императорской власти как данной от Бога, законной олицетворяется обрядом провозглашения при активном участии граждан, сената ("лучших людей"), при патриаршем помазании. Император должен стать "отцом граждан", соблюдать в правлении знание ("науку"), веру, справедливость, государственную законность, благополучие подданных. Так формируются атрибуты византийской идеи императорской власти.
Исторический материал касается готов, карпов и других "варваров".
Издание: Dexippi, Eunapii, Petri Patricii, Prisci, Malchi, Menandri Historiarum, quae supersunt / Hrsg. v. I. Bekker, B. G. Niebur. Bonnae, 1829. P. 121-132; PG 113. Col. 663-676.
Перевод: Византийские историки (Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ионное и Феофан Византиец) / Под ред. А.И. Цепкова. Рязань, 2003 (имя переводчика не указано).
Литература: Haury 1905. S. 529-531; Valdenberg 1925. Р. 55-76; Grecu 1940. S. 448; Antonopoulos 1985. P. 49-53; Antonopoulos 1990.
ИСТОРИЯ
Отрывок 1
(35 г. по Р.X., 22 г. царствования Тиберия[1]). Парфы[2] через посланников своих просили Тиверия о назначении им царя из числа бывших у него заложников, и он дал им Фраата, сына Фраатова. Когда тот умер в дороге, Тиверий послал к парфам Тиридата, который был царского рода. Для того чтобы он легче получил царство, Тиверий писал к ивирийскому царю Митридату[3] вступить с войском в Армению, чтобы заманить туда Артавана из его земли на помощь сыну. Тиридат, вступив в Парфию, занял царство; однако царствовал недолго, потому что Артаван призвал себе на помощь скифов и с помощью их без труда изгнал Тиридата. Такие происшествия случились в Парфии.
Отрывок 7
(230 г. по Р.X., Александра Севера 9). Народ карпы[4], завидуя, что готы[5] получали ежегодно от римлян дань, отправили посланников к Туллию Минофилу и с гордостью требовали денег. Тогда Минофил был туком Мисии[6]. Он ежедневно упражнял войска. Предуведомленный о надменном требовании карпов, несколько дней он не принимал их посланников, давая им позволение смотреть на учение ратников. А чтобы отлагательством унизить их высокомерие, он принял их, сидя на высоком помосте и поставив вокруг себя первых начальников войска, но не оказывал им никакого внимания. Между тем как они хотели говорить о цели посольства, он часто обращал речь к другим, как будто был занят более важными делами. Карпы до того упали духом, что ничего не могли сказать, кроме следующих слов: "Зачем готы получают от вас столько денег, а мы не получаем?" Минофил отвечал: "У императора много денег, он дарит их тем, кто просит у него".
(Перевод по изд. 2003 г. С. 217, 220)
[1] Римский император (14-37).
[2] Народ иранского происхождения, жители области (царства) в Малой Азии.
[3] Митридат — парфянский царь.
[4] Народ дакийского или, по мнению других, славянского происхождения. Расселялись юго-восточнее Буковины, вдоль р. Прут. Проникли на Нижний Дунай. В конце III в. разбиты императором Аврелианом.
[5] Т.е. готы.
[6] Точнее. Мезия — область в районе Нижнего Подунавья. Находилась под властью Византии вплоть до образования Первого Болгарского государства (681 г.). Объект частых нападений готов и гуннов, затем аваров и болгар.