В историко-культурном контексте эпохи немаловажное значение имели церковные истории авторов неортодоксального исповедания — приверженцев арианства, несторианства, монофиситства. Сложность их изучения связана с фрагментарностью дошедших до нас текстов, сохранившихся порой лишь в тенденциозных переложениях православных богословов, историков и полемистов.
Это с полным основанием относится к Филосторгию (ок. 368-440), эксцерпты "Церковной истории" которого сохранились в изложении Фотия, у Иоанна Дамаскина, в Житии Константина и др. Выходец из малоазийской Каппадокии, он исповедовал евномианство — радикальное направление арианства, считавшее Христа подобным Отцу, но не единосущным и не равным Богу. С самим Евномием Филосторгий встретился уже в Константинополе, куда перебрался для получения образования. Письма Евномия Филосторгий включил в текст "Церковной истории". Много путешествовавший, он посетил святые места в Палестине, был в Антиохии, направился в Египет, побывав в его древнем культурном центре Александрии.
Активный участник богословских диспутов, христологических дискуссий, Филосторгий стремился запечатлеть их в своем историографическом сочинении. Широта образования и личного опыта автора позволила включить в произведение многочисленные свидетельства о далеких землях Индии и Африки, их населении и природе; хорошо знакомый с античным наследием астрономии, географии, естественных наук, он делится и знаниями из этих областей. Но главное содержание "Церковной истории" Филосторгия составляет история евномианской Церкви, анализ христологического учения Ария и Евномия, полемика как с языческими представлениями, так и с никейскими догматами о единосущности, с оппонентом арианства — Афанасием Александрийским. Церковный оппозиционер, Филосторгий высказывает преимущественно критические суждения, часто резкие, и о правящих императорах от Константина и Феодосия до Аркадия и Юлиана. К обличению Юлиана Филосторгий специально обращается в "Мученичестве Артемия". Острая полемичность исторических воззрений автора, бескомпромиссность его конфессиональной позиции сказались и в его представлениях об историческом развитии, выдержанных в апокалиптических тонах. Жизнь гонимого еретика, оппозиционера, не согласного ни с официальной Церковью, ни с государством, давала для катастрофического мироощущения реальные основания.
История Филосторгия состоит из 12 книг, и начальные буквы всех их, соединяемые последовательно в одно слово, образуют имя ее сочинителя (). Свою историю, по его же словам, начинает он ссорой Ария с Александром, что представляет и причиной ереси; а доводит ее до восшествия на престол Валентиниана (364 г.), сына Плакиды и Константин, и до умерщвления тирана Иоанна. История его есть похвальное слово еретикам, а по отношению к православным она — более клевета и порицание, чем история.
Филосторгий повествует о готах и других племенах Восточной Европы, сообщает о Рифейских горах (Урал), Меотийском озере (Азовское море), р. Танаис (Дон) и др.
Издание: Philostorgius. Kirchengeschichte / Hrsg. v. J. Bidez, F. Winkelmann. Berlin, 1972; PG 65. Col. 460-637.
Перевод: Сокращение "Церковной истории" Филосторгия, сделанное патриархом Фотием / Под ред. А.И. Цепкова // Георгий Пахимер. Патриарх Фотий. Рязань, 2004. С. 355-441 (имена переводчиков не указаны).
Литература: Winkelmann 1976. Р. 180-181; Удальцова 1983. Т. 44. С. 3-17.
СОКРАЩЕНИЕ "ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ" ФИЛОСТОРГИЯ, СДЕЛАННОЕ ПАТРИАРХОМ ФОТИЕМ
II. 5. Филосторгий сообщает также, что большое число заистрийских скифов (которых древние называли гетами, а ныне — готами), изгнанных из отчизны за благочестие, Ульфила[1] уговорил на переселение в Римскую землю. Это племя некогда было обращено в христианскую веру следующим образом: в царствование Валериана[2] и Галлиена[3] несметное множество скифов переправилось через Истр и вступило в пределы Римской империи. Набег их потревожил значительную часть Европы, а оттуда уже они вторглись в Азию и заняли Галатию с Каппадокией. Там они захватили множество пленников, среди которых было немало клириков, и с большой добычей вернулись в родную землю. Пленники же сии были людьми праведными и, общаясь с варварами, немалое их число обратили к истинному благочестию, так что, просвещенные, они оставили язычество и перешли в христианскую веру.
Из числа этих пленников были и предки Ульфилы, по происхождению каппадокийпы, проживавшие вблизи города Парнаса, в селении под названием Садаголфина. Именно Ульфила был вождем перешедших в христианство выходцев из Готии, а первым их епископом он стал таким вот образом: царь, правящий в то время готами, направил его вместе с другими послом к императору Константину (так как обитавшие в этих краях варварские племена повиновались императору), и там Евсевий и бывшие с ним епископы рукоположили его для христиан в Гетике. Ульфила проявлял великую заботу о них и во всем прочем: составил для них собственную азбуку и перевел на родной их язык все книги Священного Писания, за исключением книг Царств, так как они содержат описание войн. Народ же сей необычайно привержен войне и гораздо более нуждается в строгой узде, чтобы обуздать воинственный пыл, чем в шпорах, дабы возбудить оный. Книги эти и правда заключают в себе великую вдохновляющую силу, ибо весьма заслуживают почитания и души верующих побуждают к служению Богу.
Итак, всех этих переселенцев император[4] расселил в Мизии, где каждому было угодно; а сам Ульфила удостоился от него великих почестей настолько, что в разговоре император часто величал его "Моисеем нашего времени". Впрочем, (Филосторгий) слишком уж превозносит Ульфилу...
IX. 17. Обитавшие за Истром скифы были изгнаны из родных пределов напавшими на них гуннами[5] и, выказав дружелюбные намерения, перешли под власть римлян. Гунны эти, очевидно, те самые, которых древние называли неврами[6], жившие у подножия Рифейских гор[7], откуда берет начало Танаис[8], вливающий свои воды в Меотийское болото[9]. Итак, переправившись на римскую территорию, эти скифы поначалу вели себя с римлянами благоразумно, но вскоре принялись разбойничать, а затем и вовсе без объявления начали войну. Извещенный об этом Валент[10] тотчас покинул Антиохию, пришел в Константинополь и оттуда направился во Фракию. Но там, вступив в сражение с варварами, понес большие потери и, наконец, вынужден был спасаться бегством. Со всех сторон окруженный опасностями, находясь в крайне затруднительном положении, он с немногочисленными соратниками укрылся в одном из полевых шалашей, хранившем сено. Тем временем варвары, преследуя римлян и предавая огню все встречавшиеся им на пути строения, подожгли и это, не ведая, что там находится император. Вот так Валент погиб, лишившись самой многолюдной и хорошо укрепленной части империи. А варвары тем временем под предводительством Фритигерна принялись беспрепятственно опустошать Фракию.
XI. 8. Он говорит также, что из гуннов одни, овладев большей частью той Скифии, что за Истром, и опустошив ее, затем перешли через замерзшую реку, внезапно вторглись в римские владения, заняли всю Фракию и стали опустошать целую Европу. Другие же двинулись к восходу солнца; переправившись через реку Танаис, проникли в восточные области и через великую Армению вторглись в так называемую Мелитену[11]; потом оттуда устремились на Евфратисию, дошли до самой Килесирии[12] и, промчавшись через Киликию, производили неслыханные человекоубийства... Кроме всего этого, еще и Требигальд, родом скиф, из тех, кого теперь называют готами, — ведь существует много разных племен этих скифов, — имея при себе войско из варваров и находясь в Наколии Фригийской[13], будучи в звании комита, внезапно из друга сделался врагом римлян и, начав от самой Наколии, захватил много фригийских городов и произвел великое человекоубийство. Посланный против него военачальник Гайна, тоже варвар, намеренно упустил победу, поскольку сам замышлял против римлян нечто подобное. Потом Требигальд, как будто убегая от Гайны, вторгся в Писидию и Памфилию[14] и опустошил их. Наконец, обескровленный прежде всего тяготами похода, а также нападением исавров[15], он увел свое войско к Геллеспонту и, переправившись во Фракию, вскоре погиб.
(Перевод по изд. 2004 г. С. 364, 413, 422)
[1] Ульфила (311-383) был епископом готским, автором перевода Библии с греческого языка на готский.
[2] Публий Лициний Валериан (ок. 193 - после 260), римский император с 253 по 259 гг. Соправителем сделал своего сына Галлиена. Потерпев поражение от персов, умер в темнице под арестом.
[3] Публий Лициний Этнаций Галлиен (218-268) — сын и соправитель Валериана. Оборонял в 254-259 гг. Римскую империю от франков, аламанов, маркоманов, готов и др. После смерти отца стал самодержцем. Был убит в результате мятежа.
[4] Константин I.
[5] Народ, прикочевавший из Внутренней Азии, через южную часть Восточной Европы. Часть гуннов, вторгшись в Европу, разбила в 375 г. остготское государство на Дону. Наиболее известным правителем гуннов был Аттила. Гунны вытеснили готов.
[6] Изначально — скифское племя в верховьях совр. Днепра и Припяти. Затем — одно из наименований гуннских племен.
[7] По античным и византийским представлениям, горный массив на севере Восточной Европы, расположенный в широтном направлении.
[8] Совр. р. Дон.
[9] Совр. Азовское море.
[10] Флавий Валент (328-378) — римский император с 364 г. В 367-369 гг. победил готов в Нижнем Подунавье. В 377 г. вестготы подняли восстание, в ходе которого Валент был убит.
[11] Город в Малой Азии.
[12] Область, примыкающая к Сирии.
[13] В Малой Азии.
[14] Области в Малой Азии: Писидия севернее, Памфилия южнее.
[15] Племена, обитавшие в южных отрогах малоазийского Тавра. В 498 г. окончательно побеждены и частично переселены византийцами.