Помпей Трог жил в конце I в. до н.э. — начале I в. н.э. и написал первую в Риме всеобщую историю под названием "Филипповы истории" ("Historiae Philippicae") в 44 книгах. Само произведение Трога не сохранилось, но мы имеем краткие введения к отдельным книгам (prologi) и эпитому (сокращение) некоего Марка Юниана Юстина, который жил, вероятно, в III в. н.э. Как можно понять уже из названия, в центре внимания "Истории" Трога находится Македонское царство, к которому автор относится явно негативно. В рамках этой истории описываются и иные народы, соприкасавшиеся с македонянами, в частности скифы, о которых Трог сообщает много интересных деталей, не зафиксированных в других источниках.
Издания: М. Iuniani Iustini Epitoma historiarum Phillipicarum Pompei Trogi / Ex rec. Fr. Ruehl. Lipsiae, 1886; M. Iuniani Iustini Epitoma historiarum Phillipicarum Pompei Trogi / Ed. L. Santi Amantini. Milano, 1981.
Перевод: Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога "Historiarum Philippicarum". М., 2005.
Литература: Зельин 2005. С. 283-317; Alonso-Niinez 1992; Ferrero 1957; Forni 1958; Seel 1972.
ФИЛИППОВЫ ИСТОРИИ
Сокращение Марка Юниана Юстина
I, 1, 4. Ассирийский царь Нин[1] первый изменил старинный, как бы дедовский обычай народов небывалым стремлением к власти: он первый стал воевать с соседями и покорил неопытные еще в сопротивлении народы вплоть до пределов Либии[2]. Правда, раньше его жили египетский царь Везосис[3] и скифский — Танай[4], из которых первый доходил до Понта, а последний — до Египта. Но они вели войны с отдаленными народами, а не с соседями, и, довольствуясь победой, искали не власти себе, а славы своим народам.
II, 1. Рассказ о подвигах скифов, которые были достаточно велики и важны, следует вести с самого их происхождения: (2) начало их [истории] было не менее славно, чем их владычество, и доблестями мужей они прославились не более, чем женщин; (3) в самом деле, сами они были родоначальниками парфян и бактрийцев[5], а жены их основали царство амазонок, (4) так что, если разбирать подвиги мужчин и женщин, то останется неизвестным, который пол был у них славнее. (5) Скифское племя всегда считалось самым древним[6], хотя между скифами и египтянами долго был спор о древности происхождения...
2. Скифия, расстилаясь по восточному направлению, с одной стороны ограничивается Понтом, с другой — Рифейскими горами, с тылу — Азией и рекой Фасисом[7]. (2) Она очень велика и в длину, и в ширину. (3) Между отдельными народами нет никаких границ: они не занимаются земледелием, у них нет ни домов, ни других жилищ, ни постоянных мест жительства, так как они постоянно пасут стада крупного и мелкого скота и по привычке кочуют по невозделанным степям. (4) Жен и детей они возят с собой на повозках, которые покрываются кожами для защиты от дождей и зимних холодов и служат им жилищами. (5) Понятие о справедливости внушено им собственным умом, а не законами[8]. (6) Самым тяжким преступлением у них считается воровство: в самом деле, у народа, не прибегающего под защиту кровли и владеющего крупным и мелким скотом, что оставалось бы в лесах, если бы воровство считалось позволительным? (7) К золоту и серебру они не питают страсти подобно остальным смертным. (8) Пищей им служат молоко и мед; (9) употребление шерстяных одежд им неизвестно, и, хотя они страдают от постоянных холодов, но употребляют для одежды только звериные и мышиные шкуры. (10) Эта воздержанность произвела у них и справедливость нравов, именно отсутствие страсти к чужому: ведь страсть к богатствам бывает только там, где умеют ими пользоваться...
3. Владычества над Азией скифы добивались трижды; сами они постоянно оставались или не тронутыми, или не побежденными чуждым владычеством. (2) Персидского царя Дария они с позором выгнали из Скифии[9]; (3) Кира перерезали со всем войском[10]; (4) Зопириона, полководца Александра Великого, точно так же уничтожили со всей армией[11]; (5) оружие римлян узнали только по слухам, но не почувствовали. (6) Сами они основали Парфянское и Бактрийское царства[12]. (7) Все племя отличается выносливостью в трудах и на войне и необычайной телесной силой; они не приобретают ничего такого, что боялись бы потерять, а оставаясь победителями, ничего не желают, кроме славы...
Монета скифского царя Атея
IX, 1, 9. [Филипп[13], завоевав херсонесские[14] города], отправился даже в Скифию за добычей, чтобы по-купечески возместить военные издержки новой войной.
2. В то время в Скифии был царь Атей[15]; теснимый войной со стороны истрианцев[16], он через посредство аполлонийцев[17] попросил помощи у Филиппа, обещая за это усыновить его и сделать наследником Скифского царства; (2) между тем царь истрианский умер и таким образом освободил скифов и от страха войны, и от нужды в помощи. (3) Тогда Атей отпустил македонян и приказал передать Филиппу, что он не просил у него помощи и не предлагал усыновления, (4) ибо скифы не нуждаются в защите македонян, которых они превосходят храбростью, и ему не нужен наследник при жизни сына. (5) Услышав это, Филипп послал к Атею послов с требованием части издержек на осаду, чтобы он не был принужден оставить войну по неимению денег; (6) Атей, говорил он, должен исполнить это требование с тем большей готовностью, что посланным к нему на помощь воинам не только не заплатил за их услуги, но даже не дал содержания. (7) Атей, выставляя на вид суровость климата и скудость земли, которая не только не обогащает скифов наследственными имениями, но едва дает нужное для пропитания, ответил, что у него нет таких сокровищ, которыми можно было бы удовлетворить столь богатого царя; (8) что, по его мнению, постыднее отделаться малым, чем отказать во всем, (9) и что скифы ценятся не по богатствам, а по душевной доблести и телесной выносливости. (10) Раздраженный этим ответом Филипп, сняв осаду Византия[18], занялся войной со скифами и, чтобы внушить им беспечность, послал наперед послов объявить Атею, что он во время осады Византия обещал статую Гераклу (11) и теперь идет поставить ее у устья Истра; поэтому он требовал свободного пропуска для исполнения священного обета богу и говорил, что идет к скифам как друг. (12) Атей предложил послать к нему статую, если он желает исполнить обет; он обещал не только поставить ее, но и заботиться об ее нерушимости; а с войском вступить в свои владения он не позволит; (13) если же Филипп поставит статую против желания скифов, то по его удалении он ее ниспровергнет и медь ее употребит на наконечники стрел. (14) Когда таким образом обе стороны пришли в раздражение, завязалась битва, в которой скифы, несмотря на превосходство их душевной доблести и численности, были побеждены хитростью Филиппа; (15) взято было 20 тысяч детей и женщин, множество скота, но золота и серебра совсем не оказалось, чем впервые была засвидетельствована бедность скифов; (16) 20 тысяч кровных кобылиц было отослано в Македонию для произведения породы.
XII, 2, 16....3опирион[19], оставленный Александром Великим [в качестве] наместника Понта, полагая, что его признают ленивым, если и он не совершит никакого предприятия, собрал 30 тысяч войска и пошел войной на скифов, но был уничтожен со всей армией и таким образом поплатился за необдуманное начатие войны с неповинным народом.
(Перевод В.В. Латышева из: ВДИ. 1949. 1. С. 247-255)
[1] Легендарный царь Ассирии, женатый на Семирамиде, основатель ассирийской империи (см. о нем: Diod. Sic. II, 1-20). Его имя не встречается в клинописных текстах.
[2] Либией, или Ливией, греки называли обычно Северную Африку.
[3] Вероятно, речь идет о египетском царе Сесострисе (Рамсесе II, XIII в. до н.э.), покорившем многие народы Азии (см.: Her. II, 102-110).
[4] Это имя, несомненно, связано с названием реки Дон — Танаис; из других источников неизвестно. Геродот (I, 103) и Страбон (I, 3, 21) называют скифского или киммерийского царя Мадия наряду с древнейшими царями-завоевателями.
[5] Об этническом родстве ираноязычных скифов, персов (парфов) и бактриан сообщают многие античные авторы.
[6] Геродот, наоборот, сообщает, что скифы считали себя самым молодым народом (IV, 5).
[7] Обычно восточной границей Скифии признавалась река Танаис (Дон).
[8] Дальнейшее изложение представляет собой идеализирующее описание скифов, основанное на традиции греческого историка Эфора.
[9] Имеется в виду неудачный поход персидского царя Дария I на Скифию в 512 г. до н.э.
[10] Речь идет о походе против среднеазиатских варварских племен саков (скифов) персидского царя Кира II Великого, в ходе которого он погиб в 529 г. до н.э.
[11] См. о нем ниже XII, 1, 4 и 2, 16.
[12] Помпей Трог был в курсе ираноязычности скифов, отсюда его утверждение об основании скифами Парфянского и Бактрийского царств, населенных иранцами.
[13] Македонский царь Филипп II (382-336 гг. до н.э.), отец Александра Македонского, значительно расширивший территорию Македонского царства.
[14] Имеется в виду Херсонес Фракийский (совр. Галлипольский полуостров), завоеванный Филиппом Македонским в 338 г. до н.э.
[15] О скифском царе Атее упоминают и другие античные авторы (см.: Strabo, VII, 3, 18; Polyaen. VII, 44; Clem. Alex. Strom. V, 5, 31).
[16] Т.е. жителей Истрии — греческой колонии в низовьях Дуная.
[17] Аполлонийцы — жители греч. г. Аполлонии, расположенного на западном побережье Черного моря (совр. болгарский г. Созопол).
[18] Это произошло в 340 г. до н.э.
[19] Зопирион, наместник Фракии при Александре Македонском, в 325 г. осуществил поход на скифов, был ими разбит и погиб в бою (ср. известия об этом: Curt. II, 1, 44; Macrob. Saturn.I, 11, 33).