Греческий писатель середины II в. н.э., о котором известно очень немного (в частности, что он работал адвокатом в римских судах). Его труд "Стратегемы" (или "Военные хитрости"), написанный в 60-е гг. II в., состоял из восьми книг и представлял своего рода энциклопедию военных хитростей всех времен и народов (около 900 случаев). В некоторых книгах (V, VI, VII и VIII) есть рассказы, связанные с историей Северного Причерноморья (Херсонеса, скифов, сарматов, Боспорского царства). Уникальность и достоверность некоторых свидетельств позволяют полагать, что Полиэн пользовался раннеэллинистическими источниками (Эфор и Дурис Самосский), основанными на информации местного боспорского происхождения, утраченной в настоящее время.
Издания: Polyaeni strategematon libri octo / Ex rec. E. Wolfflin iterum rec. I. Melber. Lipsiae, 1887; Polyaenus. Strategems of War. Vol. I—II // Ed. and transl. by P. Krentz, E. L. Wheeler. Chicago, 1994.
Переводы: Полиэн. Стратегемы / Под общей ред. А.К. Нефёдкина. СПб, 2002.
Литература: Ксенофонтов 2002. С. 7-38; Нефёдкин 2002. С. 39-56; Ростовцев 1915. С. 58-77; Ростовцев 1925. С. 132-133; Lammert 1931. Col. 174-181; Melber 1885. S. 417-688; Phillips 1970; Schettino 1998.
ВОЕННЫЕ ХИТРОСТИ (СТРАТЕГЕМЫ)
VIII, 55. Тиргатао
Меотиянка Тиргатао[1] вышла замуж за Гекатея[2], царя синдов, которые живут немного выше[3] Боспора. Этого Гекатея, низложенного с престола, [снова] посадил на царство боспорский тиран Сатир[4], [причем] выдал за него свою дочь и потребовал, чтобы он убил [свою] прежнюю [жену]. Гекатей, любя меотиянку, не решился погубить ее, а заточил ее в сильной крепости и приказал жить под стражей; но Тиргатао успела бежать, обманув стражу Приверженцы Гекатея и Сатира с большим рвением принялись искать ее, опасаясь, чтобы она не склонила к войне меотов; но поиски были напрасны: меотиянка, идя по пустынным и скалистым дорогам и днем скрываясь в лесах, а по ночам продолжая путь, пришла, наконец, к так называемым иксоматам[5], где были владения ее родственников. Не застав в живых своего отца, она вступила в брак с его преемником и склонила иксоматов к войне. Приведя с собой многие из воинственных племен, живших вокруг Меотиды, она сильно опустошала набегами принадлежащую Гекатею Синдику, а также причиняла вред и царству Сатира, так что оба они принуждены были искать мира, послав просьбы и дав в заложники Сатарова сына Метродора[6]. Тиргатао согласилась примириться, но ее [противники], примирившись, не сдержали клятвы. Именно, Сатир уговорил двух своих друзей совершить покушение на жизнь Тиргатао, явившись к ней под видом просителей. Когда те бежали к ней и Сатир стал требовать [их выдачи], то Тиргатао, чтя право убежища, часто посылала к Сатиру письма, желая спасти людей, прибегнувших к ее защите. Но эти последние улучили случай напасть на нее: в то время как один стал говорить с ней о важных будто бы делах, другой обнажил меч и совершил покушение, не удавшееся потому, что пояс[7] [Тиргатао] отразил удар. Сбежавшиеся телохранители обоих подвергли пыткам; они сознались в замысле пославшего их тирана. [Тогда] Тиргатао снова начала войну, умертвив заложника, и подвергла страну всем ужасам грабежа и резни, пока сам Сатир не умер с отчаяния[8]; сын его Горгипп[9], наследовав престол, сам явился [к Тиргатао] с просьбами и богатейшими дарами и тем прекратил войну[10].
VIII, 56. Амага
Амага[11], жена Медосакка[12], царя сарматов, живших на Понтийском побережье, видя, что муж ее предается роскоши и пьянству, по большей части сама чинила суд и расправу, сама расставляла гарнизоны в своей стране, отражала набеги врагов и помогала обижаемым соседям. Блестящая слава о ней разнеслась по всей Скифии, так что и жившие на Таврическом полуострове херсонесцы[13], обижаемые царем соседних скифов, попросили ее принять их в число союзников[14]. Амага сначала послала [скифскому царю] приказание прекратить свои набеги на Херсонес; когда же скиф не послушался, то она выбрала 120 человек, сильнейших душой и телом, дала каждому по три лошади и, проскакав с ними в одни сутки 1200 стадиев, внезапно явилась ко двору [царя] и перебила всех [стражей, стоявших] у ворот. Скифы пришли в смятение от неожиданности и вообразили, что нападающих не столько, сколько они видели, а гораздо более. Амага же, ворвавшись со своим отрядом во дворец, убила царя и бывших с ним родственников и друзей, страну отдала херсонесцам, а царскую власть вручила сыну убитого, приказав ему править справедливо и, помня [печальную] кончину отца, не трогать соседних эллинов и варваров.
(Перевод В.М. Клембровского из: ВДК 1948. 2. С. 218-219)
[1] Из других источников этот персонаж неизвестен. Возможно, имя Тиргатао следует сопоставить с именем прародителя скифов Таргитаем, упомянутым Геродотом (IV, 5).
[2] Другие античные авторы не упоминают такого царя. Однако недавно найденное стихотворное посвящение боспорского царя Левкона I подтвердило информацию Полиэна о царе синдов Гекатее (см. подробнее: Тохтасьев 2004. С. 144-180).
[3] Предлог ("выше") означает в географическом контексте "дальше в глубь материка" относительно прилегающей к морю местности (см. подробнее: Подосинов 1978а. С. 22-45). Страна синдов (Синдика) находилась к северо-востоку от берегов Боспора Киммерийского (Керченского пролива).
[4] Имеется в виду, по-видимому, боспорский царь Сатир I (393/2-389/8 гг. до н.э.), хотя речь должна была идти о Левконе I.
[5] Иксоматы, возможно, идентичны иксибатам, упомянутым уже Гекатеем Милетским (Фр. 166) как соседи Синдики (см. выше текст и примеч.). Ср. также иксаматов (Ixamatae) у Помпония Мелы (I, 114), которых он считает меотским народом и локализует на правом берегу Азовского моря вблизи от устьев Танаиса (Дона). Вероятно, тот же народ выступает под именами язабаты, язаматы, эксоматы и др.; большинство античных авторов считало этот народ сарматским (Виноградов В.Б. 1963).
[6] Метродор более нигде не упоминается. Следует предполагать, что кроме Левкона и Горгиппа (о нем см. ниже), у Сатира I был также третий сын — Метродор, рано погибший в качестве заложника Тиргатао (см. ниже).
[7] Предполагается, что это был боевой пояс с металлическим набором (см.: Устинова 1966. С. 132).
[8] Известно, что Сатир на самом деле умер при осаде Феодосии.
[9] По другим источникам (Diod. Sic. XIV, 93. 1) известно, что Сатиру I наследовал его сын Левкон I, правивший Боспором сорок лет. Упоминание здесь Горгиппа как наследника Сатира приводит исследователей к предположению, что Горгипп какое-то время был соправителем Боспора вместе со своим братом Левконом, что часто случалось в истории Боспора. Деятельность Горгиппа на Азиатском Боспоре подтверждается наименованием в честь него синдского города Горгиппии (см.: Сапрыкин 2000. С. 506).
[10] Рассказ Полиэна отражает сложные взаимоотношения варварских племен и Боспорского царства во время активной экспансии Боспора на восток и северо-восток Таманского полуострова в начале IV века, увенчавшейся подчинением Синдики и других (меотских) племен этого региона (ср.: Ростовцев 1915. С. 58-77 о возможности более поздней датировки описанных у Полиэна событий). Сын Сатира I Левкон I уже титуловался как "архонт Боспора и Феодосии и синдов и царь торетов, дандариев, псессов".
[11] Имя Амага, не засвидетельствованное другими источниками, может восходить к др.-иран. атаса "сильная, могущественная".
[12] Это имя неизвестно из других источников.
[13] Т.е. жители Херсонеса Таврического в Крыму.
[14] Ср. Страбона (VII, 4, 3 и 7), который также рассказывает о сложных взаимоотношениях Херсонеса со скифами Крыма во второй половине II в. до н. э. (ср. также декрет херсонесцев в честь Диофанта — полководца Митридата Евпатора, — защитившего Херсонес от нападений крымских скифов — IOSPE, 12, 352). Предполагается, что описанные Полиэном события могли иметь место в 179 г. до н.э., когда был заключен мирный договор между понтийским царем Фарнаком I и Херсонесом; в договоре (см.: IOSPE, 12, 402) есть данные об угрозе варварского вторжения на землю херсонесцев. Полибий, рассказавший о перипетиях заключения такого договора, отмечает, что в договор, наряду с другими правителями понтийского региона, был включен также сарматский царь Гатал (XXV, 2).