Скимн жил в III-II вв. до н.э., однако приписываемое ему стихотворное описание мира было создано около 90 г. до н.э., как следует из посвящения его вифинскому царю Никомеду. "Периэгеса" составлена шестистопным ямбом и относится к жанру дидактических поэм, служащих для употребления в школьных занятиях. Автор сочинения указывает как на свои источники на произведения Эфора и Деметрия Каллатийского и описывает географическую и этнополитическую ситуацию (в том числе и в Северном Причерноморье) III—II вв. до н.э.
Издания: Geographi Graeci minores / Ed. С. Miillerus. Vol. I. Parisiis, 1855. P. 196-237; Marcotte D. Ps.-Scymnos. Circuit de la Terre. Paris, 2000 (Geographes grecs 1. Collection des universites de France: Serie grecque 403); Die Welt-Rundreise eines anonymen griechischen Autors ("Pseudo-Skymnos") / Hrsg. von M. Korenjak. Hildesheim, 2003.
Литература: Diller 1952; Bianchetti 1990; Bolshakov 2004.
ПЕРИЭГЕСА
Европа
785-796. В нем (т.е. Истре) лежит много обширных, по слухам, островов, из которых один, лежащий между морем и устьями, не менее Родоса; он называется Певке от множества растущих на нем сосен[1]. Прямо против него в море лежит остров Ахилла[2]. На нем водится много речных птиц, а сам он представляет величественное зрелище для приезжающих. С него нельзя видеть никакой земли, хотя берег отстоит от него только на 400 стадий, как свидетельствует Деметрий[3].
798-803. Река Тира, глубокая и обильная пастбищами, доставляет купцам торговлю рыбой и безопасное плавание для грузовых судов. [На ней] лежит соименный реке город Тира, основанный милетянами[4].
804-812. При слиянии рек Гипаниса и Борисфена лежит город, прежде называвшийся Ольвией, а затем эллинами переименованный в Борисфен[5]. Этот город основали милетяне во время мидийского владычества[6]. До него 240 стадий от моря вверх по течению Борисфена.
813-819. Эта река[7] более всех других полезна, так как доставляет много крупной рыбы, дикие плоды и пастбища для скота. Течение ее, говорят, судоходно на пространстве около сорока дней пути, но в места, лежащие выше, нет ни прохода, ни проезда вследствие снегов и льдов.
820-821. Ахиллов Бег — морской берег, очень длинный и узкий[8].
822-830. С этими местами граничит так называемый Херсонес Таврический с эллинским городом, основанным гераклеотами и делосцами вследствие данного гераклеотам, живущим в Азии внутри Кианей[9], прорицания заселить вместе с делосцами и Херсонес[10]. В эту местность Таврики, говорят некоторые, прибыла некогда Ифигения, похищенная из Авлиды[11].
831-834. Тавры — народ многочисленный и любят кочевую жизнь в горах; по своей жестокости они варвары и убийцы и умилостивляют своих богов нечестными [деяниями][12].
835-840. Затем при самом устье Меотийского озера лежит наиболее отдаленный Пантикапей, называемый столицею Боспора[13]. Выше этих [мест] лежит варварская страна Скифия, граничащая с землей необитаемой и неведомой никому из эллинов.
841-849. Эфор[14] говорит, что первыми по Истру живут карпиды[15], затем аротеры[16] (греч. "пахари"), далее невры вплоть до необитаемой вследствие холода страны, а к востоку за Борисфеном так называемую Гилею (греч. "Полесье") заселяют скифы, за ними к северу георги (греч. "земледельцы"), потом опять простирается на далекое пространство пустынная местность, за нею [живет] скифское племя андрофагов (греч. "людоеды"), а за ними опять пустыня[17].
850-859. По ту сторону Пантикапа[18] живет племя лимнеев[19] (греч. "озеряне") и многие другие племена, не названные собственными именами, а называемые вообще номадскими; они весьма благочестивы, ни один из них никогда не нанесет обиды живому существу. Они возят с собою кибитки, как говорит Эфор, и питаются молоком и скифским доением кобылиц, живут они так, что считают имущество и весь семейный строй общим[20]. И мудрец Анахарсис[21], по словам [Эфора], происходил из самых благочестивых номадов.
860-864. Некоторые из них пришли в Азию и поселились [там], их-то и называют саками. Самыми славными из них он называет племя савроматов, гелонов и третье, так называемое племя агафирсов[22].
865-873. Затем лежит получившее свое имя от меотов Меотийское озеро, в которое впадает Танаис, вытекающий, по словам Гекатея Эретрийского[23], из реки Аракса[24], а по свидетельству Эфора — из какого-то озера, границу которого определить невозможно. Впадает он двумя устьями в так называемую Меотиду и в Киммерийский Боспор[25].
874-885. На Танаисе, который служит границей Азии, разделяя материк на две части, первыми живут сарматы, занимая пространство в 2 000 стадий. За ними, по словам Деметрия, следует меотийское племя, называемое язаматами, а по Эфору оно называется племенем савроматов. С этими савроматами соединились, говорят, амазонки, пришедшие некогда после битвы при Термодонте; по ним-то они получили название женоуправляемых[26].
886-889. Затем следует Гермонасса, Фанагория, которую, как говорят, основали некогда теосцы[27], и гавань Синдская, населенная эллинами, пришедшими из ближних местностей[28].
890-895. Эти города расположены на острове, занимающем большое пространство ровной земли по Меотиде вплоть до Боспора; остров этот недоступен с одной стороны вследствие болот, речек и топей, находящихся на противоположной стороне [от моря], с другой — благодаря морю и озеру[29].
896-899. При самом выходе из устья лежит город Киммерида[30], получивший свое название от варваров киммерийцев, основанный боспорскими тиранами, и Кеп, основанный милетянами[31].
(Перевод И.И. Бережкова из: ВДИ 1947. 3. С. 310-313)
[1] "Певке" — по-греч. "сосна".
[2] Имеется в виду совр. остров Змеиный, который в античности назывался также островом Левка (Белый).
[3] Деметрий Каллатийский жил на рубеже III и II вв. до н.э. и написал не дошедший до нас географический труд "О Европе и Азии" в 20-ти книгах.
[4] Имеются в виду река Днестр и греческий город, располагавшийся на территории совр. г. Белгород-Днестровский.
[5] Сами греки, жители города, судя по эпиграфическим и нумизматическим данным, именовали свой город всегда Ольвией; Борисфеном (по названию реки, на которой он расположен) его часто называли греки из средиземноморской Греции. Ср. сходное описание Страбона: "Если проплыть вверх по Борисфену 200 стадий, то будет одноименный с рекой город; этот город называется также Ольвией, является большим портом и основан милетцами" (VII, 3, 17).
[6] Судя по археологическим данным, Ольвия была основана во второй половине VII в. до н.э. О том же говорит и Евсевий в своей "Хронике" (647/646 г. до н.э.).
[7] Похожее описание Борисфена-Днепра см. у Геродота (IV, 53) и у римского географа Помпония Мелы (Mela, II, 6). Все три автора отмечают судоходность Борисфена на 40 дней плавания от устья.
[8] Ахилловым Бегом называли длинную Тендровскую косу, которая расположена на левой стороне Днепро-Бугского лимана. Здесь, по преданию, Ахилл устроил со своими воинами ристания (бег).
[9] Кианеями называли в античности скалы, расположенные по обеим сторонам Боспора Фракийского при его впадении в Черное море.
[10] О том, что наряду с жителями Гераклеи Понтийской, расположенной на южном берегу Черного моря, в основании Херсонеса Таврического участвовали также жители острова Делос, других данных не имеется, поэтому это сообщение часто оценивается как малоправдоподобное.
[11] Подробнее об этой легенде см. выше: Еврипид, "Ифигения в Тавриде".
[12] Ср. близкое описание нравов тавров у Геродота (IV, 99).
[13] Интересно здесь употребление слова Боспор не как географического названия, а как имени политического образования — Боспорского царства.
[14] Эфор — автор IV в. до н.э., ученик Исократа, написавший первую всеобщую историю, не дошедшую до нас, но очень популярную в античности.
[15] По-видимому, мы имеем в этом тексте первое упоминание народа, известного позже как карпы и давшего свое имя названию Карпатских гор. Возможно, впрочем, что карпиды здесь — искаженное имя каллипидов, описанных Геродотом (IV, 17).
[16] О пахарях (аротерах) и земледельцах (георгах) см подробнее: Корчелла 1994. С. 82-89.
[17] Диатеса варварских племен Северного Причерноморья здесь близка той их географии, которую мы видим у Геродота (ср. IV, 17-18).
[18] О реке Пантикапе см.: Her. IV, 18; 19; 47.
[19] Из других источников неизвестны.
[20] Эфор считается зачинателем идеализирующей тенденции в описании кочевого племени скифов. О скифах-доителях кобылиц см. выше: Нот. II. XIII, 5-6.
[21] См. о скифском мудреце Анахарсисе: Her. IV, 76-77.
[22] Агафирсов обычно помещали в Северо-Западное Причерноморье.
[23] Гекатей Эретрийский — греческий автор, живший при Александре или несколько позже и написавший "Описание Азии".
[24] Представление о том, что Танаис мог вытекать из Аракса — одной из рек среднеазиатского региона, обязано своим происхождением желанию историков Александра Македонского видеть Александра дошедшим до границы Европы и Азии — до Танаиса.
[25] Обычно так описывали устье Кубани-Гипаниса, из чего следует, что Псевдо-Скимн перепутал здесь две реки.
[26] О "женоуправляемых" савроматах см. выше: Her. IV, 110.
[27] Об основании Фанагории жителями города Теос свидетельствует также сообщение Арриана, сохранившееся у Евстафия Византийского (Comm. ad Dionys. 549). Основание Фанагории связывается с осадой Теоса персами в середине VI в. до н.э. и их вынужденным переселением в Абдеру, а затем, по-видимому, и в Фанагорию (см.: Кузнецов 2001. С. 227-235).
[28] Синдская гавань, или город Синд, был, по-видимому, центром синдских племен до тех пор, пока греческие колонисты не основали здесь город, названный Горгиппией в честь Горгиппа — отца боспорской царицы Комосарии, жены Перисада I. Синдские племена рано были эллинизированы и поэтому легко вошли в IV в. до н.э. в состав Боспорского царства.
[29] В античности устья Кубани, вливавшиеся частично в Азовское море, частично в Черное, образовывали в своей дельте большой остров, который и имеет в виду Псевдо-Скимн. Теперь это Таманский полуостров.
[30] До сих пор не локализован.
[31] Об основании г. Кеп (или Кепы) милетянами сообщает также Плиний Старший (VI, 18).