Ибн Хальдун (Абд ор-рахман Вели од-дин, по прозвищу Хадрами и Эшбили, Севильский) — знаменитый арабский историк (1332—1406 гг.), создавший собственную теорию исторического процесса. Ибн Хальдун родился в Тунисе, где прошел курс наук и затем, вплоть до 1362 года, служил фесскому султану. В Испании выполнял ответственные дипломатические поручения султана Гранады, был письмоводителем тунисского и фесского султанов. С 1382 года жил в Каире, занимал должность профессора и верховного кадия (одного из высших духовных лиц в исламе, судьи, которому доверено разбирать светские тяжбы). Когда Тимур вторгся в Сирию, принадлежащую египетскому султанату, Ибн Хальдун сопровождал своего повелителя в посольстве к Тимуру, был благосклонно принят великим завоевателем, а потом, обласканный, отпущен в Каир (1400 г.).
Ибн Хальдун утверждал, что основой власти мусульманского властителя являются "меч" и "перо", то есть войска и аппарат чиновников. Будучи одним из чиновников, умевшим служить своим господам, арабский историк легко находил язык с подобными себе. Так, основная информация о переворотах в столице Джучиева улуса и кратковременном возвышении Мамая, вероятно, была собрана Ибн Хальдуном при дворе Тимура.
МАМАЙ, ЗАВЛАДЕВШИЙ САРАЙСКИМ ЦАРСТВОМ
По смерти Бердибека ему наследовал сын его, Токтамыш, малолетний ребенок. Сестра его, Ханум, дочь Бердибека, была замужем за одним из старших монгольских эмиров, по имени Мамай, который в его царствование управлял всеми делами. К владениям его принадлежал город Крым. В то время его там не было (?). Было также несколько эмиров монгольских, поделившихся в управлении владениями в окрестностях Сарая; они были несогласны между собою и правили своими владениями самостоятельно. Так Хаджи-черкес завладел окрестностями Астрахани, Урус-хан — своими уделами, Айбек-хан таким же образом. Все они назывались походными эмирами (или эмирами левого крыла. — Пер.).
Когда Бердибек умер и [верховной] власти не стало, а эти [эмиры] правили самостоятельно в провинциях, то Мамай выступил в Крым, поставил ханом отрока из детей Узбека, по имени Абдуллаха, и двинулся с ним в Сарай.
Токтамыш бежал оттуда и отправился в царство Урус-хана, [находившееся] в гористой области Хорезма, а Мамай овладел Сарайским престолом и возвел на него Абдуллаха, которого поставил [ханом]. У него стал оспоривать его [престол] один из эмиров государства, который поставил [ханом] другого [сына] из ханских детей, по имени Кутлуг-Тимур. Мамай победил обоих и убил их. Потом Токтамыш из царства Урус-хана в стране Хорезмской перебрался в царство потомков Джагатая, сына Чингиз-хана, в Самарканд и Мавераннахр; им в то время завладел султан Тимур, [один] из эмиров монгольских, который поставил из них [ханом] отрока по имени Махмуд Сиюргатмыш, женился на матери его и стал править им самовластно.
Тут Токтамыш остался; потом перессорились эмиры, которые овладели областями Сарайскими. Хаджи-черкес, владетель Астраханских уделов, пошел на Мамая, победил его и отнял у него Сарай. Мамай отправился в Крым и стал править им независимо. Когда Хаджи-черкес ушел из своего владения, то Урус-хан послал войска свои из горной страны Хорезмской, которые осадили Астрахань. Хаджи выслал свои войска против них с одним из эмиров своих, который прибегнул к хитрости, успел отогнать их от Астрахани, потом внезапно напал на них и на эмира, предводительствовавшего ими. Хаджи-черкес был очень озабочен этой враждой. Против него выступил Айбек-хан, отнял у него Сарай и несколько времени самовластно правил им. Потом он погиб, и после него Сараем правил сын его Кари-хан (?).
Против него выступил Урус-хан из гор Хорезмских и отнял у него Сарай. Кари-хан (?), сын Айбек-хана, бежал в свои первоначальные уделы. Урус-хан утвердился в Сарае, а Мамай в Крыму; ему же принадлежали земли между Крымом и Сараем. Это произошло в течение [7]76 г. [хиджры, т.е. в 1374/75 г.].
Токтамыш находился в это время у султана Тимура и Джагатаидов в Мавераннахре. Но душа Токтамыша стремилась ко владению предков его в Сарае. Султан Тимур снарядил с ним войско, и он [Токтамыш] отправился туда. Когда он добрался до гор Хорезмских, то тут ему загородили путь войска Урус-хана и разбили его. Он бежал и возвратился к Тимуру. Потом Урус-ханумер около лета этого года. Султан Тимур выступил с войсками вместе с Токтамышем на помощь ему, до границы своих владений, и возвратился восвояси.
Токтамыш же отправился дальше и, завладев уделом Урус-хана в горах Хорезмских, отправился в Сарай. Тут находились правители Урус-хана, но он отнял его у них; [таким образом] он возвратил себе те владения, которые у него отнял Мамай. Он завоевал также удел Хаджи-черкеса в Астрахани, обобрал все, что было в руках узурпаторов, стер следы их и выступил в Крым, против Мамая, который бежал перед ним.
[Долго] не приходило [дальнейших] сведений о нем [Мамае], а потом подтвердилось известие о гибели его. И соединилась власть над Сараем и его уделами в руках Токтамыша, сына Бердибека, так как они принадлежали роду его.
Текст публикуется по изданию: Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. СПб., 1884, т. 1, с. 389-391.