В том же году христолюбивый князь Владимир Андреевич замыслил себе в сердце благую мысль о святой церкви божьей и о монастырском устроении и, по божьей благодати, не только подумал, но и воплотил в дело. Захотел построить себе монастырь в Серпухове на Высоком и создать богомолие, ибо князь любил монастыри и великую честь воздавал монашескому чину. В его области, в месте, называемом Радонеж, в его вотчине, жил некий поистине раб божий, святой преподобный старец именем Сергий, игумен многочисленной братии, отец многим монастырям, о нем же есть множество свидетельств. И князь упросил великого старца принять на себя труд, чтобы своими руками заложил церковь и благословил строительство монастыря. И как князь захотел, так честный старец и сделал. Вышел из великой своей обители, честного монастыря, и пришел в Серпухов, отыскал место, соответствующее и пригодное для монастыря, и сотворил молитву, и основание церкви заложил своими руками. Благословив князя, старец возвратился в свой монастырь. И тогда на том месте была построена церковь во имя Зачатия пресвятой богородицы. А праздник той церкви установили праздновать в месяце декабре в 9-й день, в день зачатия святой Анны, когда она зачала святую богородицу. И кельи устроили и монастырь обнесли стеной и устроили, и до сего дня стоит монастырь в Серпухове на Высоком, в котором соблюдается общежительный устав.
Первым игуменом того монастыря был Афанасий, ученик старца игумена Сергия. По просьбе князя и по благословению старца несколько лет Афанасий пробыл на игуменстве, а потом бога ради оставил игуменство и пришел в Царьград, купил себе келью, дал адельфат и жил в молчании со святыми старцами и в глубокой старости преставился, с миром отошел к господу.
Той же осенью месяца сентября в 17-й день преставился в Москве последний тысяцкий Василий, сын Василия Вельяминовича, в черньцах и в схиме, и наречено ему было имя Варсонофий, и положен был в монастыре Святого Богоявления. Той же осенью в Филиппов пост месяца ноября в 26-й день в городе Переславле на память святого отца Олимпия Столпника и святого мученика Георгия у великого князя Дмитрия Ивановича родился сын — князь Юрий, и крестил его преподобный игумен Сергий, святой старец. И были при этом великий князь Дмитрий Константинович Суздальский, тесть великого князя, с своими братьями, с княгинею, с детьми и с боярами, и с слугами. И был многочисленный съезд в Переславле, отовсюду съехались князья и бояре, и была великая радость в городе Переславле, и все радовались о рождении младенца,
В лето 6883 [1375] месяца марта в 31-й день в Нижнем Новгороде князь Василий Дмитриевич Суздальский послал своих воинов и повелел отнять Сарайку от его дружины. А он, окаянный, понял это, нечестивый, и не захотел того, а со своею дружиною взбежал на владычен двор и начал стрелять в людей и многих людей ранил своими стрелами, а иных предал смерти, и захотел владыку убить и пустил в него стрелу. И стрела полетела и оперением коснулась края подола епископской мантии. Окаянный и нечестивый замыслил это затем, чтобы не одному умереть, но бог защитил епископа и спас его от летящей стрелы, как говорит пророк: "Не испугаешься вида летящей стрелы". А сами татары были здесь убиты, ни один из них не спасся. А князья в то время были на съезде.
В том же году пришли татары из Мамаевой Орды и взяли Кишь и сожгли его огнем и убили боярина Парфения Федоровича, и все Запьяние разграбили и опустошили, и людей побили, а иных в плен увели. В том же году была тяжкая болезнь преподобному игумену Сергию, святому старцу, но бог помиловал его. Старец долго болел: разболелся в Великий пост и потом выздоровел, встал к Семенову дню. Пускай никто не удивляется, видя праведников и угодников божьих, страдающих в трудах и в болезнях, а грешников — здоровых и живущих легко, ведь судьбы божий известны: если и праведник едва спасется, то где окажется грешник и нечестивый?
В том же году в Великий пост из Москвы в Тверь к великому князю Михаилу приехали Иван Васильевич и Некомат на христианскую погибель. И князь на Федоровой неделе послал их в Орду, а после их отъезда на Средокрестной неделе поехал в Литву, и пробыв в Литве немного времени, приехал в Тверь. Потом тогда же, месяца июля в 13-й день приехал Некомат из Орды с басурманской ложью, в сопровождении посла Ачиходжи в Тверь, к великому князю Михаилу с ярлыками на великое княжение и на великую погибель христианскую городу Твери. И великий князь Михаил, поверив лжи басурманской, ни дня не медля, послал в Москву к великому князю Дмитрию Ивановичу: клятву свою нарушил и наместников послал в Торжок и к Угличу отправил войско. А потом того же месяца в 27-й день в Покровской церкви в Твери перед иконою ночью свеча зажглась сама собою, а в 29-й день того же месяца, на память святого мученика Калинника, в воскресенье ранним утром было затмение солнцу.