БЫЛИНЫ - устные эпические песни русского народа о своем прошлом, отражавшие в основном историческую действительность кон. X - нач. XVII вв.
Термин "былины" был введен в 30-40-х гг. XIX в. собирателем фольклора И.П. Сахаровым на основе упоминаемых в "Слове о полку Игореве" "былин сего времени". Первые записи былин относятся к XVII - нач. XVIII вв. и ведутся до сих пор со слов народных сказителей.
Былины содержат богатый исторический материал о системе общественных отношений и быте Руси, а также историко-географические и военные сведения. Былины сохранили народную оценку важнейших исторических событий. Историки и филологи выделяют несколько типов былин: 1) сказочно-исторические; 2) героико-исторические; 3) былины вторичного (сказочного и литературного) происхождения.
Самые древние былины - первого типа. Они восходят к более ранней эпической традиции. Основное их содержание - борьба эпических героев с фантастическими или полуфантастическими существами. Черты архаических чудищ соединены в них с чертами исторических врагов Руси - чужеземных захватчиков. Обычно в былинах герой борется с разнообразными змеями ("Добрыня и Змей", "Илья Муромец и Идолище", "Алеша Попович и Змей Тугарин").
Больше всего сохранилось былин героико-исторического типа. В них место чудищ занимают конкретные враги - татары, чужеземные цари. Популярный сюжет былин этого ряда - столкновение героя с вражеским богатырем. Наибольшее распространение получили былины о борьбе героя с целым вражеским войском ("Илья Муромец и Калин царь", "Василий и Батыга", "Maмaeво побоище", "Сухман", "Наезд литовцев").
Позднее появились былины сказочного и литературного происхождения. "Распетые" в эпосе сказки и произведения литературы - свидетельство угасания эпического творчества.
Отнесение возникновения былинных сюжетов к какому-либо конкретному периоду всегда условно. Былины складывались на протяжении длительного времени, впитывая в себя отголоски событий и фактов разных исторических эпох. При исследовании былин ученые стараются отделить более поздние напластования от первоначального текста.
Многие сюжеты русских былин не находят параллелей ни в русских народных сказках, ни в эпосах других славянских народов. Первые былины, вероятно, сложились в княжение Владимира I Святославича или чуть раньше. Например, прототипом Добрыни Никитича был воспитатель Владимира - Добрыня, упоминающийся в летописях. Ко времени Владимира древнерусские сказители "приурочивали" сюжеты и самых древних былин. Сюжет былины "Дунай" гораздо старше эпохи Владимира I Святославича, но приурочен к киевскому князю, его сватовству к полоцкой княжне Рогнеде и греческой принцессе Анне.
Наиболее полно в былинах отражен ранний период русской истории - былины т.н. Киевского цикла. В них можно найти характеристику взаимоотношений князя и дружины, описание борьбы Руси с иноземными врагами, описание быта средневекового города ("Добрыня и Змей", "Добрыня-сват", "Вольга и Микула").
автор статьи Е. Галкина