Бывают деньки, когда сила нечистая ну настолько осмелеет, что никакими заклятьями от нее не отчураешься: надо только молитвою оберегаться и помнить бога в сердце своем.
Стояли купцы на судах возле одного порта. Вдруг видят люди: волна разошлась, а оттуда кто-то, существо какое-то выскакивает и кричит:
— Есть рок, а человека нет!
И крикнул это три раза. На другой день то же случилось, и несмотря на жару, никто купаться не лез — боялись. Вот пошел третий день, Петров, и жара сделалась просто нестерпимая. Приказчик один не выдержал и говорит:
— Вы, ребята, как хотите, а я искупаюсь, мочи моей больше нет.
Разделся, но товарищи его в воду не пустили, силой держали. Он свое:
— Ну хоть из ведра меня окатите!
Это можно, думают. Живо на него три ведра воды опрокинули — а он тут же и умер!
Вот что значит — роковой день. Ведь на Петра купаться не велено, водяной силу-власть получает над человеком. И судьбу тут не обманешь.
Говорят, некогда Касьян был ангелом, но связался с дьяволом и перешел на его сторону. Вскоре он раскаялся и принялся умолять бога о прощении. Простить-то бог простил, но день этого ангела отныне празднуется только раз в четыре года, и год этот называется високосным. Вообще же все три года за Касьяном надзирает ангел-хранитель, который три года бьет его тяжелым молотом за измену, и только на четвертый отпускает на волю. Касьян злобы-то поднакопит — и ну пакостить людям. Вот почему посвященный ему год обычно выдается тяжелым.
В народном календаре отмечены дни, когда человек должен особенно остерегаться проделок нечистой силы. Например, с ноября, когда зима входит в силу, и до Крещения, от нее просто проходу нет. В метель бесы устраивают свои свадьбы в компании колдунов и ведьм. В буранных вихрях частенько можно увидеть их пляски. Кто попадет в ночную метель, должен переобуться — правый сапог на левую ногу и наоборот, завязать пояс на левой стороне (дьявол всегда слева, а узлов он смерть не любит) и обратиться к своему ангелу-хранителю. Впрочем, сила колдунов и бесов в эти дни — как и всегда, до первых петухов.
Накануне Крещения (6/19 января) рисуют на окнах и дверях свечным дымом кресты — чтобы заградить путь нечистой силе. Несколько раньше, на Рождество (25 декабря/7 января) готовят овсяный кисель и заклинают мороз. Делает это старейший в семье, выходя с киселем на крыльцо и приговаривая:
— Мороз, Мороз! Приходи кисель есть! Мороз, Мороз, не бей наш овес, лен да конопли в землю вколоти!
В эту пору знахарки смывали по домам лихоманок, которые в морозы пытались найти пристанище по теплым избам. Изводили их земляным углем, выкопанным еще в Иванову ночь (24 июня/7 июля) из-под чернобыльника.
В ночь с 25 на 26 декабря (с 6 на 7 января) начинаются шабаши ведьм на Лысых горах, беспрестанные полеты туда со всех концов света. Возвращаются ведьмы около 3/16 января и начинают задаивать чужих коров, отчего у них пропадает молоко. Чтобы этого не случилось, надо в эти дни привязать свечку над воротами хлева.
Зимой особенно часто летает к своим полюбовницам Огненный Змей, но именно 5/18 января, накануне Крещения, можно отвадить от дома непрошеного гостя. Для этого советуют насыпать на загнетку печи, в устье, снегу, собранного именно в крещенский вечер.
Как правило, черти и ведьмы проникают в дома через печные трубы. На Афанасия Ломоноса (18/31 января) знахари и колдуны заговаривают трубы: сыплют на загнетке золу, собранную из семи печей, заговаривают западную изгородь (ведь Лысая гора, откуда возвращаются ведьмы, западнее основных славянских земель, находится она под Киевом).
28 января/10 февраля обычно начинает беситься домовой, и чтобы задобрить его, чтобы не было урона жилью, в печи оставляют для него горшок каши, обложенный угольями, чтобы каша не остыла. В полночь домовой выйдет, отведает угощения. Если останется доволен, весь год будет добр и заботлив.
С 5/18 февраля, на Агафью-коровницу, по селам пробегает Коровья смерть. Для предотвращения ее нападения следует развесить в хлевах лапти, смоченные дегтем. Но главное средство — опахивание женщинами деревни. Следует также в ночь с 5 на 6 февраля (с 18 на 19) успеть окурить печные трубы чертополохом и даже замазать глиной, потому что именно в эту пору вылетают из ада нечистые духи и заглядывают в трубы. Не встретят преграды — залетят в дом и поселятся там, так что и не выкуришь потом, и не будешь знать, почему жить стало в этом доме нестерпимо.
Говорят, что с Тарасия (25 февраля/10 марта) не следует спать днем: кумоху наспишь. Это одна из сестер-лихорадок, которая привязывается к спящему человеку на склоне дня.
Очень боялись наступления дня Касьяна немилостивого — 29 февраля. В некоторых губерниях России его вообще не считали святым, его имя было позорным. Касьяна называли одноглазым, косоглазым, верили, что от его глаза не отчитают никакие знахарки. "Касьян на что ни взглянет, все вянет!" Он держит на двенадцати цепях, за двенадцатью замками ветры и может насылать на Русь моровые поветрия.
Далее начинался Великий пост — чем строже его соблюдали, тем больше надежды было уберечься от нечистой силы. Особенно старательно говели в последнюю неделю перед Пасхой — Страстную. Накануне, в субботу шестой недели Великого поста, освящали вербу и берегли ее до первого выгона скотины в поле (23 апреля/6 мая), чтобы нахлестывать коров и лошадей именно этой вербой — для сохранения здоровья и сбережения от сглазу. Кое-где не сомневались: освященная верба защитит и от лешего, и даже, брошенная против ветра, прогонит бурю, а воткнутая в поле, избавит ниву от заломов, создаваемых злыми колдунами.
В Страстной четверг — последний накануне Пасхи — можно было повстречаться с лешим (этим пользовались пастухи) и вообще с нечистью. Впрочем, если добрый человек в этот день до восхода солнца принесет из лесу вереск или можжевельник, а потом сожжет на своем подворье (через этот костер непременно должны прыгать все домочадцы), то и он сам, и семья его, и все хозяйство будут защищены от проделок бесов на целый год.
В Страстную субботу в некоторых губерниях заклинали мороз, чтобы не губил посевы льна, конопли и овса.
Самым большим, светлым, любимым праздником была Пасха. Однако ночь накануне Светлого Воскресенья считалась очень опасной — это было время разгула всякой, демонской силы, которая так и норовит до пасхальной заутрени причинить какой-нибудь вред людям. Редко кто отваживался в субботу с заходом солнца выходить на улицу. С первым ударом пасхального колокола вся чертовщина падает с колокольни и сидит обездвиженная там, где ее застал благовест. Говорят, если выйти после этого с пасхальным яйцом на перекресток и прокатить крашенку вдоль дороги, черти вынужденно выскочат из своих укрытий и пропляшут перед смельчаком трепака, пусть даже им вовсе и не до плясок. Были особенные правила для распознавания ведьм и колдунов, пришедших слушать заутреню. В числе прочих то, что свечи у них или с трудом зажигаются, или скоро гаснут.
В Пасхальную ночь можно на кладбище повидаться с мертвецами и, оставшись невредимым, спросить у них совета, однако для этого нужно вообще ничего не есть после причастия в Великий четверг, а Страстные пятницу и субботу провести в полном и ненарушимом молчании.
4/17 марта, на Герасима-грачевника, изгоняли из домов забравшихся туда кикимор.
25 марта/7 апреля, на Благовещенье, когда птица гнезда не вьет, а девка косы не плетет, вся нечистая сила переставала мучить грешников в аду и добрых людей на земле, а потому хозяева старались запастись освященными благовещенскими просфорами. Если ее потом искрошить и подмешать в семена, будет хороший урожай.
30 марта/12 апреля с утра до полуночи бесится домовой. Ему охота жениться на ведьме, вот он и не находит себе места, даже если раньше был тих и смирен. В этот день лучше не поминать в разговоре силу нечистую, чтобы бешенство домового не затянулось.
3/16 апреля начинается разлив рек, водяной просыпается после зимней спячки — время задобрить его. После приношений он утихомиривается, стережет рыбу и приманивает ее в сети рыбакам, уберегает их от бури.
День святого Егория, 23 апреля/6 мая, весьма почитаем: ведь Егорий — волчий пастырь, ему предписывалась особая власть над всяким зверьем, над домашней скотиной. Волк не сожрет ни одной овечки, если на то не будет воли этого святого, поэтому говорят: "Что у волка в зубах, то Егорий дал". Однако юрьевскую росу считали вредной для животных, чем пользовались колдуны, собирая ее ради нанесения вреда скотине и людям.
В этот же день пробуждались спящие торговцы из Лукоморья. Заснув 26 ноября/9 декабря, они перед этим свозили все свои товары в одно место, откуда знающие люди могут их беспрепятственно брать, оставляя деньги. Проснувшись весной, купцы жестоко наказывали обманщиков.
28 апреля/11 мая знающие люди выходили с ладанками на перекрестки и встречали южный ветер, который поселялся в ладанку и даровал здоровье своему хозяину.
30 апреля/13 марта купались в заранее припасенной талой воде из мартовского снега, потому что в этот день на Русь валом валили весенние лихорадки — тощие, заморенные, очень злые, — и только мартовский снег мог от них спасти.
13/26 мая праздновали день Лукерьи-комарницы: теплый ветер должен был нанести комаров, и по их количеству гадали о будущем урожае овса и грибов: "Много комаров — готовь коробов!" (идти по грибы).
30 мая/12 июня в лес старались не соваться, потому что змеи целыми поездами устремлялись на свои свадьбы и готовы были до смерти зажалить всякого, кто только попадется на пути.
23—24 июня/6—7 июля были дни Аграфены Купальницы и Ивана Купалы — отголоски старинных языческих торжеств. То было время сбора целебных и чародейных трав, особенно жар-цвета, поиска кладов, гаданий на судьбу. Купальская ночь обладала такой чародейной силой, что даже деревья в эту ночь могли выйти из земли и бродить по лесу, разговаривая с людьми человеческими голосами.
На седьмой после Пасхи неделе — в Семик — провожали русалок. Эта неделя так и звалась — русальной. В это время молодым красавцам лучше не соваться в лес — русалки насмерть защекочут, залюбят.
Когда наступали жары петровские (29 июня/12 июля, на день апостолов Петра и Павла) водяной становился опасен и мог любого утащить себе в жертву. Соваться в воду в это время не советовали. Петр-апостол издревле считался покровителем рыбаков, ему молились от нечаянной смерти на водах, на шейный крест навязывали траву Петров крест, оберегая и жизнь, и улов.
Лето вообще время, когда нечистая сила, особенно лесная и полевая, шныряет здесь и там. Без труда можно повстречаться в чаще с лешим и прочими лесными духами, ну а в поле с межевичками, луговичками, полудницей, самим полевиком и т.д. В Духов день (следующий за Троицей понедельник) принято было носить полевику пару яиц и украденного у соседей старого безголосого петуха, только так, чтобы никто не видел, не то полевик рассердится и истребит весь хлеб.
20 июля/2 августа — день Ильи-пророка, опасный как для нечисти, так и для людей. Громовник сыплет с высоты свои молниеносные стрелы, истребляя нечистую силу, а она норовит спрятаться не только в дуплистые деревья, мошек и черных животных, но и в людей, их дома. А ведь пожары, возникшие от удара молнии, считалось тушить грехом, разве что молоком заливать дозволялось. Зато ильинским дождем полезно было умываться для искоренения вражьих наветов, напусков и злых чар.
30 июля/12 августа ведьмы, говорят, обмирают, опившись молоком, надоенным от чужих коров. В эту пору возможны землетрясения, воронограй и страшный звериный вой. Оживить ведьму можно, если только прижечь ей пятки соломой.
2/15 августа поили лошадей через серебро (бросив в ведро серебряную монету), чтобы не боялись дурного глаза и всегда были в милости у домового-дворового.
3/16 августа вопрошали у вихря, какой будет зима. Для этого самые отважные люди выходили на перекресток и, дождавшись вихря, втыкали в него нож и так держали, задавая свои вопросы и угадывая ответ в завываниях ветра.
5/18 августа заклинали жниво, чтобы не поселилась на полях нечистая сила и не выжила с пастбищ скотину. На заре шли на поле, взяв с собой конопляное масло. Обратясь на восток, говорили:
— Мать Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела!
На запад:
— Мать Сыра Земля! Поглоти ты силу нечистую в бездны кипучие, в смолу горючую!
На юг:
— Мать Сыра Земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью!
На север:
— Мать Сыра Земля! Уйми ты ветры полуночные со тучами, содержи морозы со метелями!
Всякий раз лили на землю немного масла, а под конец бросали всю склянку.
22 августа/4 сентября, на Агафона-огуменника, караулили снопы от лешего, который в этот день буйствует, раскидывает снопы. Собираясь стеречь гумно ночью, надевали тулуп навыворот, обвязывали голову полотенцем и брали с собой кочергу, чтобы очертиться магическим кругом: за черту леший не переступит, да и вообще, в вывернутом тулупе признает человека за своего и не станет озоровать.
1/14 сентября, на Симеона Столпника, в старинные времена начинался Новый год. К этой поре старались подгадать переезд на новое местожительство. Из старой печки выгребали на совок жар или наметали мусор и приговаривали: "Милости просим, дедушка, к нам на новое жилище!" После этого обряда домовой должен был обжиться на новом месте.
Называли этого святого также Семеном Летопроводцем и хоронили мух и комаров, как бы прощаясь с летними неприятностями.
4/17 сентября, в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, все змеи ползут с земли в Ирий-сад, остаются за грехи свои только те, которые укусили человека. В этот же день лешие сгоняют все подвластное им зверье в одно место для пересчета, поэтому в лес лучше не ходить.
15/28 сентября — Никита-гусепролет, или репорез. Опять же пытались умилостивить водяного, бросая в воду гуся, но без головы. Голову оставляли дома, чтобы дворовой не заметил урона в хозяйстве.
С 24 сентября/7 октября, с Феклы-заревницы, топили овины, сушили хлеб, ну и чествовали овинника, который, например, очень не любил, когда его беспокоили в Покров день (1/14 октября), и мог даже спалить весь хлеб от злости.
С 4/17 октября лешие проваливаются под землю до весны, однако накануне они так буйствуют в лесу, что соваться туда нельзя ни в коем случае. Ветер воет так, что его даже птицы боятся и мечутся над лесом.
2/15 октября, на Киприана и Устинью, молились об избавлении от злого чарования. Возносили подобные молитвы и на Параскеву Пятницу (28 октября/10 ноября). В этот день женщины старались не садиться за прялки, чтобы не запорошить ей глаза и не разгневать.
1/14 ноября справляли Курьи именины в день Козьмы и Демьяна, рассылая кур в подарки родным и знакомым; также этим святым молились кузнецы о ниспослании удачи в своем ремесле. Кроме этого, знающие люди изгоняли со двора чужого дворового, чествуя своего.
В середине ноября на пегой кобыле приезжала на Русь сама зима, а с 21 ноября/4 декабря, после праздника Введения Богородицы во храм, она окончательно вступала в свои права, изгнав с земли всю нечистую силу. Правда, вскоре нечисть прилетала опять, и с 26 декабря/8 января, с наступления Святок, можно было вновь перелистывать чародейный календарь.
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"