Жил Троян в своем граде на горе Цене (в Сербии) и каждую ночь ездил в Срем на свиданье со своей милой. Ездил Троян ночами, потому что днем не смел никуда показываться: согласно недоброму пророчеству, луч солнца должен был его растопить, словно снеговика.
Являясь в Срем, Троян тотчас задавал коню овса, и как только тот съедал корм, а петухи запевали предрассветную песнь, сейчас же пускался в свой город, чтобы поспеть до восхода солнца, а уж там его надежно скрывали мрачные, темные покои.
Но случилось так, что проведал о тайных свиданиях брат Трояновой любовницы и захотел погубить царя. Он свернул всем петухам головы, а коню вместо овса засыпал песку.
Эта хитрость замедлила отъезд Трояна: только перед самым рассветом он вскочил верхом и поскакал на голодном коне в свой город, но солнце застигло его в пути. Троян спрыгнул с коня и спрятался в стоге сена, но проходившие мимо коровы растрепали стог.
Закутавшись с головой в плащ, несчастный царь улегся под куст, молясь, чтобы солнце обошло его стороной. К несчастью, брел мимо какой-то бездельник, завидел свернувшегося под кустом человека и из пустого любопытства сорвал с него плащ. Тут-то солнечные лучи настигли несчастного царя и растопили его.
(Перевод И. Заболоцкого)
Несомненно, в этом поэтичном древнем предании о легендарном царе южных славян отразилось величавое противоборство дня и ночи, лета и зимы, которое побуждало фантазию наших предков ко множеству сказок, хотя бы о знакомой всем нам Снегурочке.
Трояна также считают древним божеством восточных славян (об этом сказано, например, в апокрифическом "Хождении Богородицы по мукам"). В "Слове о полку Игореве" сказочный певец Боян обретает поэтическое вдохновение, "рыща по тропе Трояна"; русская земля названа "землей Трояна", а "века Трояновы" — время княжения первых русских князей. Возможно, этим же именем восточные славяне называли бога Триглава, воплощавшего в себе триединое понятие о пространстве и времени.
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"