В некотором царстве жил-был царь молодой, и поехал он на охоту. Видит, сидит на дереве орел со сломанным крылом. Царь прицелился, хотел его застрелить, а орел просит:
— Не убивай меня, лучше вылечи, я тебе пригожусь.
Царь постоял, подумал, потом опустил ружье и взял орла к себе. Жил он во дворце целый год и так много поедал, что всю скотину приел. В конце концов заросло его крыло, и как-то раз орел сказал:
— Ну, теперь время мне с тобой поквитаться за милость твою.
Посадил царя себе на спину и взвился в небеса. Летели они над синим морем, вдруг орел как взмахнул крыльями — царь в воду и упал. Пузыри пускает, плещется, а орел вьется над ним да глядит задумчиво. Наконец подставил крыло, царь снова взобрался на его спину.
— Ну что, страшно тебе было?
— Ох, как страшно!
— А, теперь и тебе смерть в глаза заглянула, теперь и ты понял, каково мне было, когда ты в меня целился и думал, убить или нет!
— Но я тебя за то год кормил и поил, вылечил!
— А я за тебя сестру высватаю.
Принес орел царя во дворец к такой красавице, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Встретили его как дорогого гостя, а потом честным пирком — за свадебку. Так и стал царь орловым зятем.
Для всех славянских народов орел — царь-птица, олицетворение гордого могущества и вольности. Бог-громовник Перун чаще всего воплощался в нем.
Простонародные русские сказания приписывают орлу способность пожирать сразу по целому быку и по три печи хлеба, выпивать за единый дух по целому ушату меда. Но эти же сказания рисуют его богатырь-птицею, разбивающею в мелкие щепки вековые дубы своей могучей грудью. Может царь-птица в своем грозном гневе испускать из острого клюва огонь, испепеляющий целые города.
Появление парящего орла над войском служило предзнаменованием победы — и не у одних древних славян.
По старинному поверью, у каждого орла в гнезде спрятан орлов камень, или камень-огневик, охраняющий от всех болезней.
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"