В стародавние времена Карачун, поссорившись с богами небесными, едва не превратил всю землю в мертвое, заснеженное царство. Кое-как с ним поладили и решили, что часть года на земле будут царить сам Карачун и Зима, его верная подруга, а затем придет Весна и начнет вершиться круговорот времен года. Однако когда пришло время дать дорогу Весне, старуха Зима вдруг заупрямилась. Уж очень не хотелось ей проваливаться в подземное темное царство!
— Не уйду, — воскликнула она, злорадно гоняя по землю самые студеные, самые свирепые метели из всех, что у нее оставались. — Не уйду, пока меня не почествуют достойными проводами. Но только так, что и сама не знаю как. Да еще хочу, чтобы в каждом доме светило по солнышку.
Боги призадумались. Зима просила невозможного! Жалко им стало людей: если не ублаготворить разошедшуюся Зиму, она, чего доброго, начнет народ морить холодом и голодом.
Вдруг светлая Лада радостно воскликнула:
— Я знаю, что надо сделать!
Она обернулась птичкой-синичкой и спустилась с небес на землю.
В назначенное время Зима отправилась на собственные проводы. И не поверила своим глазам: в каждой избе, в каждом доме стоят на столах блюда, на которых стопками лежит что-то круглое, вкусно пахнущее.
То были блины, печь которые научила людей Лада. И каждый блин светился как солнышко! А люди веселились, плясали, пели песни, вволю пировали, разъезжали в нарядных санях, строили снежные городки и разрушали их — словом, чествовали Зиму вовсю! И называли ее щедрой, хлебосольной, масляной, веселой, честной госпожой.
Старуха так удивилась, что без спора убралась с земли.
Пришла Весна, но с тех самых пор люди каждый год провожают Зиму, как бы устраивают по ней щедрые поминки. В честь нового весеннего солнышка пекут масляные блины.
Но зовется Масленица не только Блинной, но и Оладиной, потому что Лада когда-то научила людей печь не только блины, но и оладьи.
Для наших предков Масленица воплощала плодородие — и вместе с тем зиму и смерть.
Масленице во всю историю России был посвящен особый праздник, когда "честную госпожу" встречают с величальными песнями. Имя Масленицы перенесено на соломенное чучело, облаченное в женскую одежду, с масляным блином или сковородкой в руках. С ним вместе веселятся, катаются с гор и на тройках в течение масленичной недели, а затем сжигают на костре или разрывают в клочки.
Похороны Масленицы сопровождаются карнавальными процессиями, ряженьем, ритуальным весельем, призывами весны и упоминанием Масленицы в обрядовых песнях-веснянках, где та называется обманщицей (в связи с Великим постом, который в христианские времена наступал сразу после масленичных пиршеств), объедалой, блиноедой: блин, говорят, не клин — брюхо не прорвет!
На Масленицу совершали обряды, олицетворяющие борьбу Весны с Зимой и поражение злой старухи.
В субботу сырной недели строили на реках, прудах и в полях снежный город с башнями и воротами — царство Зимы, которое должно пасть под натиском Весны. Играющие вооружаются палками и метлами и разделяются на две стороны: одна защищает город, а другая нападает на него; после упорной схватки врывается в ворота и разрушает укрепления; воеводу, взятого с боя городка, в старину купали в проруби.
Вечером в воскресенье (последний день Масленицы, называемый ее проводами) поселяне выносили из своих дворов по снопу соломы и, сложив их на окраине деревни, сжигали при радостных криках и песнях собравшегося народа: это называлось сожжением Масленицы.
Был еще обычай сжигать в Прощеное воскресенье ледяную гору, для чего собирают по дворам хворост, щепки, худые кадки, ненужное старье, складывают все это на ледяной горе, а затем разводят костер — символ весеннего солнца, яркие лучи коего растапливают снежные покровы зимы.
Таким образом, олицетворяя в празднестве древних богов, заправляющих сменою годовых времен, народ встречу Весны назвал встречей Масленицы, а изгнание Зимы — сожжением Масленицы и ее проводами. В самом деле, ведь пробуждение природы от зимнего сна и возрождение к новой жизни осуществляется одновременно.
В самые старые времена это был праздник богини Лады. В эту пору в честь Лады старались весело свести между собой старых девок или холостяков, ободряли нерешительных, а если это происходило по злой воле или скупости родителей, к таким домам подносили зеленое от старости бревно, показывая, что ум старческий замшел и мешает жить молодым.
Веснянки, которые заводили на прощанье с Масленицей, были славословиями Лады, потому что именно она велела Весне явиться на землю.
Схожий с Масленицей персонаж других народов — карнавал.
(По А. Афанасьеву)
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"