Шел купеческий корабль по Черному морю. Хозяин не выходил из трюмов, то и дело проверяя, хорошо ли закреплен груз, не подмок ли.
Он был очень доволен поездкой. Вез чай, кофе, табак дорогой, множество штук великолепных тканей. А устав бродить по трюмам, он выходил на палубу, садился в удобное, заморской работы, кресло и открывал заветную шкатулочку. Там лежали драгоценные камни, и среди них более всего нравился купцу камень гиацинт с его нежно-розовым отсветом.
Старый ювелир, продавший ему этот камень, помнится, плел какие-то сказки: мол, гиацинт, сиречь лигурий — тоже дитя моря, как жемчуг. Только родится он не в раковине, а в морской змее. Он будто бы таится во лбу морского чудовища — ехидны, которая до пояса имеет образ прекрасной девы, а от пояса — змееногого зверя. Так вот эта полузмея-полуженщина и имеет лигурий посреди лба вместо глаза. Купаясь, она оставляет его на берегу; тому, кто сможет его украсть, он откроет все подземные сокровища. Да вот горе, ехидна настигнет всякого похитителя, как бы скоро он ни бежал!..
Купец вспомнил, как он захохотал, услышав эти байки:
— Но если ехидна настигнет всякого, тот как же удалось добыть этот лигурий? Полно врать!
И он ушел, заплатив едва ли половину того, что запрашивал ювелир.
Конечно, старик что-то бормотал ему вслед, то ли еще какие-то сказки рассказывал, то ли посылал проклятия, но теперь, в открытом море, они кораблю не страшны. Погода великолепная, и уже показалась на горизонте земля...
Хозяин зевнул, проводив взглядом кока, который отправился в трюм за провизией. Команде грех жаловаться на своего господина. В том же порту, где он покупал камни, запасся хорошей солониной, правда, то была соленая птица.
Крышка трюма распахнулась и растрепанный кок выскочил на палубу с вытаращенными глазами.
— Птицы! — орал он, как будто его режут. — Пти...
На лбу его рдел огромный кровоподтек.
И тотчас купец увидел того, кто клюнул кока в лоб.
Это было какое-то синюшное длинношеее чудище. Оно неуклюже вылетело из трюма, хрипло закукарекало — и вдруг взмыло над бортом, держа курс к далекому берегу.
А вслед за ним из трюма выбралось не меньше сотни таких же чудищ и, выстроившись над морем стройным треугольником, направилось вслед за вожаком.
Долго дивились мореплаватели свершившемуся чуду, то крестились, то плевались, но только воротясь домой и поговорив со сведущими людьми, понял купец, что зря он не дослушал старого ювелира!
Может быть, еще тогда узнал бы, что камень лигурий способен всему мертвому возвращать жизнь. Даже соленые птицы все ожили от его чудодейственного влияния и разлетелись прочь!
Камни, по верованиям наших предков, — это кости Земли. Наши предки, считая Землю живым существом, сравнивали просторы суши с исполинским телом, а скалы и камни — с костями. Именно поэтому волшебные свойства всей Матери Сырой Земли постепенно перешли на некоторые камни.
"Агат-камень если сожжешь и дашь пить болящим, поможет он от падучей болезни, и духов нечистых изгонит, и при болях в желудке поможет, и аппетиту придаст", — гласят древние "Лечебники".
Алмаз-камень цветом подобен нашатырю, но внутри темней хрусталя и поблескивает; прочностью же так тверд и крепок, что ни в огне не сгорит, никакими иными силами не повредится. "Но можно его размягчить таким образом: положи его в козье мясо с кровью, но прежде был бы тот козел напоен вином да петрушкой откормлен. Величиной же тот камень не бывает крупнее ореха лесного, а находят его в арабских странах да на Кипре", — уверяли древние знахари.
Камень-алмаз, если воин носит его на голове или на левой стороне при оружии, спасает и охраняет его и от противников, и от распрей, и от нападений нечистых духов.
Этот же алмаз отгоняет от тех, кто его при себе носит, прегрешения и ночные видения. Смертельную отраву выдаст: если отравитель к алмазу приблизится, то запотеет камень.
Нужно держать алмаз при себе людям, которые страдают лунатизмом и которых ночью посещают призраки.
Если камнем коснуться бесноватого, он от болезни своей поправится.
Аметист-камень цветом вишневый, а добывается в Индии. Предки наши верили, что сила этого камня — пьянство отгонять, отдалять лихие мысли, делать разум добрым и во всех начинаниях подавать помощь. "Если кто из того камня настой изопьет, это даст неплодным детей, а отраву погасит и воинов от врагов сбережет и приведет к победе, да еще и в ловле диких зверей и птиц помогает".
Если же на аметисте выгравирован лев, и человек постоянно носит перстень с таким камнем, то будет обладать несказанной храбростью.
Гранат (виниус-камень) веселит человеку сердце и отдаляет кручину. "Если кто сей камень носит у себя во рту, у того человека речь и смысл к судебным делам направляется. И тот человек, кто камень этот при себе носит, людям всегда приятен".
По словам древних лекарей, изумруд цветом зелен, а добывают же его в тех местах, где медную руду копают. Если перед змеею подержать изумруд, то из глаз польется вода, и змея ослепнет. Стоит истолченный изумруд в питье положить, то уйдет смертоносный яд и заживут укусы ядовитых гадов. Истолченный изумруд весом с семь ячменных зерен, принятый внутрь при питье, от отравы смертельной избавляет человека. Если на изумруд глядеть долго, тогда зрачок человека укрепляется, а глаза от возможных недугов он в здравии сохраняет, и тому, кто носит его, веселье придает. Тот же толченый камень, принятый с питьем, излечивает прокаженных, но помогает также и печени и при болезнях желудка.
Магнит-камень добывают, как учат травознаи древности, в Индии, в горах возле морского берега. Если муж этот камень носит при себе, бывает мил он своей жене, если носит жена — то же доставляет и он ей. Этот камень положи в изголовье жене, которая мужу верна, — та и сквозь сон мужа своего тотчас обнимет, а которая помимо мужа блудит — та с постели сразу слетит, словно кто-то ее спихнул. И от этого камня приходят во сне видения страшные и пугающие. Если магнит истереть помельче и посыпать на угольный жар, тогда покажутся въявь дивные дела и страшные, так что человеку невозможно станет видеть их...
В старину верили: тому, кто при себе носит лазоревый яхонт, камень этот тела прибавляет и красоту лицу придает, лишний пот унимает и смиряет телесные похоти, заставляет человека быть чистым и добрым, всякую нечисть с глаз и тревоги с чела изгоняет, усмиряет болезни желудка. Того, кто носит его в перстне, камень делает спокойным и к людям честным, набожным, милостивым, душевным; он и измены открывает, и отгоняет страхи. Чирьи, что возникают во время морового поветрия, одним прикосновением исцеляет.
Жемчуг древние греки называли маргаритос, что означает — добытый в море. Обычно самый красивый идет на серьги, ожерелья и на вышивку, а что поплоше — на медицинские ухищрения: жемчужные белила, придающие свежесть и нежный матовый цвет женским личикам. Мелко тертый жемчуг считался чудесным лекарством: он унимает сердцебиение, убыстряет ток крови. У аптекарей это снадобье называлось "monus cristi". Жемчуга, как и люди, подвержены болезням. Как только сердце жемчуга, из которого исходит его красота и ему одному свойственный отлив, начинает болеть, он делается тусклым, теряет прозрачность и блеск. Впрочем, говорят, что жемчуг можно вылечить, если непорочная девица сто один раз искупается с ним в море.
Многие камни обладали чудодейственными свойствами, и священными считались не только драгоценные. Славяне почитали большие необработанные валуны причудливого вида. Около них молились, купались, если рядом был водоем, украшали их цветными лентами и пили воду из углублений в камне для исцеления от болезней. Если камень имел форму, схожую с человеком, его называли каменной бабой, ну а позднее просто начали вытесывать из крупных валунов женские фигуры и поклоняться им, как изображению Великой богини — матери всего живого.
"Следовики" — валуны с углублением, напоминающим след человеческой ноги, — пользовались особым почитанием. Возможно, эти следы оставили великаны, населявшие некогда землю, герои, а то и сами боги (позднее — христианские святые). Знак почитания камня православием сохранился в легенде о том, как из двух обломков кремня высеклись искры в руках бога, и из них посыпались ангелы. Когда то же самое проделал сатана, посыпались черти и прочая сила нечистая.
Вообще, согласно мифам, из камня источаются огонь и вода — основные стихии мироздания. Даже смерть Кощея в сказках порою таится в каменном яйце, ну а Змей Горыныч — тоже в некоторой степени дитя камня, поскольку обитает в "горах каменных".
Белорусы уверены, что мужчина зарождается на камушке, а женщина — на черепке, поэтому если на земле под брачным ложем лежит камень, у супругов родится сын, а если черепок разбитой глиняной посуды, то дочь.
Камни часто упоминаются в заговорах — как знак крепости клятвы, нерушимости слова.
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"