Жили-были на белом свете три красавицы-сестры, ростом и дородством — одна в одну. Жили они в родном дому без отца-матери: сами правили домом, сами пахали, сами хлеб продавали. Проторяли к сестрам дорожку свахи-сваты, да было им всем диво дивное: придут к воротам — ворота сами растворяются; пойдут к избе — двери сами отойдут настежь; взойдут в избу — в избе нет ни живого, ни мертвого, как после мора. Постоят, постоят, так и пойдут ни с чем. Выйдут на улицу, посмотрят на окна, а у окон сидят три сестры вместе, прядут одну кудель...
Стали все за это считать трех сестер ведьмами; и надумали бабы-свахи сжить девок со свету. Чего-чего только они ни измышляли, лишь бы загубить их! Поджигали то городьбу у них, то избу: и огонь не берет... По знахарям-ведунам хаживали: и те ума не приложат, что с тремя сестрами сделать! Увидали-подглядели однажды ночью зоркие бабьи глаза, что летит поднебесьем Огненный Змей прямо к дому ненавистных им трех сестер; полетал-полетал, да и прочь полетел несолоно хлебавши: и Змей их не берет!
Но вот — мало ли, много ли времени прошло: умерли сестры, все сразу.
Узнали об этом свахи-бабы, пошли поглядеть на покойниц — пошли, а самих страх берет: послали наперед себя мужиков.
Мужики подошли к городьбе — городьба расступилась на четыре стороны, подошли к избе — изба рассыпалась в мелкие щепки.
Тут-то мужики догадались, что те сестры были прокляты на роду.
Да и после смерти им худое житье: досталось век гореть звездочками возле Млечного Пути.
Старики рассказывают, что однажды суровой голодной зимой один мужик незаметно забрел ночью на подворье к своему крестнику, натрусил соломы в огромный короб, взвалил на спину и был таков. Однако короб оказался дырявый, и утром пропажа легко нашлась по соломенному следу. Приходит обворованный к своему куму, пеняет ему:
— Последнее дело — солому втихую утаскивать у крестника.
А тот клянется-божится:
— Да не было ничего такого, в глаза не видал никакой такой соломы.
Раздосадованный крестник тогда воззвал к небесам:
— Пусть отныне эта соломенная стежка-дорожка горит вечным пламенем, чтоб другим неповадно было зариться на чужое добро.
Загорелась солома, запылала — да и доселе горит на небе Млечным Путем.
В стародавние времена звезды звались иначе, чем теперь: Зоряница, Денница, Утренница, Светлусса, Красопаня (это, понятно, Венера).
Вечерняя звезда, первой появлявшаяся на небе, какова бы она ни была, всегда Вечерница, Зверяница (ибо в ту пору ночные хищники выходят на охоту). Марс звался Смертонос, Меркурий — Добропан, Сатурн — Гладолед, Юпитер — Кроломоц...
Конечно, то были живые существа, все это множество зачаровывающих, мерцающих, таинственных звезд, и чаще всего древний славянин представлял их прекрасными девами, которые летают по небу, держа в руках свечечки или лучинки. Они танцуют, водят хороводы, играют в прятки: оттого меняются и узоры звезд на небе. Все они служительницы богов: Утренницы и Денницы служат Зимцерле, богине утренней зари, другие — богам ночи, тьмы.
С течением времени воображению пахаря небо стало представляться светлым теремом божиим — со звездами вместо окон. Из этих окон смотрят на белый свет святые ангелы господни. Нет счета-числа воинству небесному: сколько людей в мире — столько и ангелов. У каждой живой души — свой ангел-хранитель.
Народится человек, и ангела нового посылает бог стеречь его от греха напрасного-наносного, от ухищрений нечистой силы дьявольской. Прорубит ангел новое окошечко из божьего терема, сядет у него да и смотрит, глаз не спускаючи с доверенного его попечению сына земли. "Смотрит ангел, а сам каждое дело земное в книгу небесную записывает. А людям-то кажется, что это все звезды сверкают!" — гласит народное слово. Умер человек, захлопывается ставнями окно, падает и его звезда с выси небесной на грудь земную. Кто увидит такую звезду да успеет сказать свое пожелание — оно сбудется, не минется.
Звездное небо представляется глазам зоркого пахаря "грамоткой", написанной по синему бархату. "Не прочесть этой грамотки, — говорит он, — ни попам, ни дьякам, ни умным мужикам". А между тем для последних-то, оказывается, эта грамотка является не совсем тайной — недаром они с поразительной для оторванного от природы горожанина точностью угадывают по расположению звезд время ночи. Ночное звездное небо — такие же безошибочно верные часы для деревенского путника, что и крикливый вестник полночи — петух на дворе.
Не все звезды для русского хлебороба одинаковы. Знает он, что "звезда от звезды разнствует во славе", а потому и различает если не все, то хотя бы некоторые из жемчужин россыпи звездной. Так, знает он Вечерницу — первую вспыхивающую вечером звезду, назовет и Денницу — позднее всех своих сестер погасающую на небе, только-только не встречающуюся с утреннею ранней зорькою.
Чигирь-звезду иначе называют Венерою. Она предсказывает человеку счастье или несчастье. Если собрался ехать куда, смотри на звезду: если она против твоей дороги стоит, ехать не стоит. В первый, одиннадцатый и двадцать первый дни месяца звезда находится на востоке, и в этот день нельзя начинать строить дома и ходить с обнаженной головою. Во дни второй, двенадцатый и двадцать второй Чигирь стоит между востоком и полуднем, и все рожденное в этот день будет коряво и бесплодно. Во дни третий, тринадцатый и двадцать третий Чигирь стоит на полудне, и в эти дни нельзя купаться и даже в баню ходить: "изойдешь лихом или учинится переполох", то есть тяжело заболеешь.
Большая Медведица слывет в народной астрономии за Сажар, или Стожар-звезду. По этому созвездию советуется охотникам выходить смело на всякого дикого зверя, кроме одного только медведя. Старинные названия Большой и Малой Медведицы — Лось, Лосиха. Нашим предкам чудилось, будто огромный звездный Лось излучает небесный свет, который по ночам отпугивает злых духов, Возможно, именно поэтому лосиные рога долго служили оберегом от злых сил, а изображение лося часто встречается на народных вышивках.
Называли в древности Большую Медведицу и Велесожары, Волосыни. Тут явно звучит имя бога Велеса — пастуха, покровителя домашнего богатства. Велес порою принимал образ медведя, а шкура этого зверя символизировала достаток, крепкое хозяйство. Не зря был обычай усаживать жениха с невестой на медвежью шкуру или другой густой мех — чтобы достаток в доме водился.
Возможно, в этом названии — Велесожары — звучит отзвук забытого мифа о жене Велеса, которая превратилась в созвездие, спасаясь от некоего преследователя.
Позднее в некоторых местностях Большую Медведицу стали звать Бабы. Может быть, потому, что созвездие напоминает прическу замужней женщины — косу, свернутую узлом на затылке. О девушке на выданье говорили: "Волосом светити быть девице", то есть иметь прическу, похожую на Волосыни, выйти замуж.
По созвездию этому гадали на судьбу, особенно на Святки. Если девушка увидит вечером Баб справа, то в этом же году выйдет замуж.
Плеяды, по народному определению, — Утиное Гнездо. Арктический Пояс — Железное Колесо. Три звезды, находящиеся подле Млечного Пути, зовутся Девичьими Зорями. По ним тоже гадали на судьбу: если Зори прямо перед девушкой, значит, они ей кажут путь из дому, замуж она выйдет в этом же году.
Кигачи — это русское название Пояса Ориона. Кигачи впятером ездят по небу на колесницах, по тысяче верст в час. Когда они станут на небе на постой, на земле поют петухи. Кигачи такие же люди, как и мы, только ростом и дородством они великаны.
Становище — русское название Млечного Пути. Становище наполнено старыми служивыми басурманами. По нему-то и хаживали татары на Святую Русь прямо от железных гор. Когда-то на Становище басурманка кормила свое дитя грудным молоком. Дитя не умело сосать молоко, оно и разлилось по небу. Потом из этого молока развелись по Становищу старые служивые. А эти служивые до того дожили, что не владеют от старости ни руками, ни ногами. Зато вместо них поставлены настороже четыре Косаря, которые секут и рубят всякого. Голову Млечного Пути называют Косари.
Маньяк — падающая звезда. След Маньяка называют Белым путем. Маньяк всегда падает с неба на тот двор, где девица утратила невинность; в его виде нечистые духи и Огненный Змей посещают тоскующих вдовиц или одиноких баб, у которых мужья ушли в дальние края на заработки. При виде Маньяка, остерегаясь греха, следует сказать: "Аминь! Рассыпься!" Еще говорят, будто это блуждают проклятые люди, и они скитаются с места на место до тех пор, пока не будут прощены. Кстати сказать, существовал запрет смотреть на звезды 20 февраля/5 марта, на Льва Катанского: увидишь в этот день падающую звезду — или сам умрешь, или кто-то из семьи.
По девичьей примете, звезды падают не только к ветру, как говорят старые люди, а и к девичьей судьбе: в какую сторону о Святках звезда упадет, когда на нее смотрит загадывающая девушка, — в той стороне и суженый (жених) ее живет.
Немало говорят о звездах и сельские поговорки, каждая из которых не зря молвится. "Не считай звезды, а гляди под ноги: ничего не найдешь, так хоть не упадешь!" — замечают рассеянному человеку-верхогляду, приговаривая: "Жить живи, да решетом звезд в воде не лови!", "Часты звезды, ярки звезды, да рассыпчаты: сладки речи, звонки речи, да обманчивы!".
Простонародные загадки говорят о звездах в таких словах:
"Рассыпался горох — на тысячи дорог!", "Полно корыто огурцов намыто!", "Вся дорожка осыпана горошком!", "Поле (небо) не мерено, овцы (звезды) не считаны, пастух (месяц) рогатый!".
Звезды в мифологии южных славян — серебристая накидка, украшающая голову неба. Помимо того, по ним можно определить, сколько живых душ на земле: родился человек — зажглась звезда, отдал богу душу — и звезда закатилась, погасла. Большие и светлые звезды принадлежат сильным мира сего — князьям, царям, королям и т.д.; малые и тусклые — неудачникам и беднякам; а уж самые крохотные, еле различимые глазом — всем другим существам: домашним животным, птицам, рыбам, зверям. Если человек найдет в небесах свою звезду, то непременно умрет.
В старину существовала астрономическая книга под названием "Звездочтец". В ней излагались сведения о вступлении солнца в различные знаки зодиака, о влиянии планет и звезд на судьбу человека и общественные события, а также природные явления, урожай. Пророчились также судьбы рожденным в те или иные знаки.
(По А. Коринфскому)
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"