На родительской неделе подходит к деревне старик-слепец, а вместе с ним - поводырь. Возле кладбища старик остановился, потянул воздух ноздрями и спросил:
- Никак костер запалили?
- Запалили, дедушка, - отвечает поводырь. - Большой кострище посреди могил. А вокруг него люди собрались - пьют да закусывают. Не пойму - зачем среди дня костер жгут?
- Да они же покойничков своих греют. Ныне праздник дедов. Прилетают их души из светлого Ирия, греются у костра, трапезу разделяют с живыми. Веди меня туда - будет нынче и нам много еды!
"Пошел до дедов", "гуляет с дедами", - так говорят белорусы об умершем, твердо зная, что души покойников время от времени навещают своих живых родственников, прилетая "с того света". Причем "дедами" называются все усопшие - независимо от возраста. Для общения живых с неживыми установлены поминальные дни - от трех до шести раз в году. У славян обряд почитания дедов совершался весной на Радуницу - после Пасхи - или осенью. Угощали дедов и на Рождество, и под Новый год. Хозяева приготовляют яства, собираются за празднично накрытым столом, "кормят дедушек", выплескивая несколько ложек супа на пол и т.д. В поминальный день не работают крестьяне ни в поле, ни дома - иначе покойники могут отомстить за непочтение к себе.
Совсем уж в старые времена дома тоже держали "дедов" - в виде деревянных небольших идолов, в "руки" которым была дана лучина.
Вообще огонь в обряде почитания дедов играет немаловажную роль. Хозяин должен обойти с горящей лучиной сидящих за столом родичей и гостей, а позднее стали зажигать свечи в знак поминовения их душ, ибо трепет свечного огонька - знак трепета душевного.
В дни почитания дедов некоторые храбрецы ухитряются даже увидеть мертвых - для этого нужно сесть на печь и смотреть через хомут. Но такие смельчаки сильно рискуют: существует поверье, что, увидев потусторонних пришельцев, скоро сам умрешь.
Дедом украинцы и белорусы называли божество дома, хранителя домашнего очага.
Есть где-то еще и Дед (Дедка) - покровитель всех кладов. Глаза его в темноте светятся, как расплавленное золото, отсюда и пошло поверье, что там, где в чистом поле неожиданно завиднеется огонь, хранится клад. При этом в народе говорят, что "Дедка горит".
В несомненной связи с духами предков находится и образ Деда-Всеведа. Говорят, всю зиму он сидит в заключении в хлебных амбарах и поедает сделанные на зиму запасы. Некогда он ходил по земле в образе старца и научал людей, как пахать и возделывать поля.
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"