"... Теперь, девки, и за гаданье можно взяться, у меня всё припасено, - сказала тётка Маланья. С этими словами она сняла с полки миску с разным хлебным зерном и предложила девушкам взять по горстке, а сама из-под печи вынула сонного петуха и встала с ним посреди избы, покуда девушки делали круг из кучек зерна, положив в середину своё кольцо. Зажгли пучок лучины, которым освещался круг, и пустили в него петуха. Сначала он оторопел, а потом, присмотревшись и увидев зерно, подошёл к кучке Дуни и стал клевать с жадностью. При первых ударах клювом кольцо Дуни выпрыгнуло в сторону и подкатилось к ней. Одобрительный говор испугал петуха и он неохотно стал клевать из другой кучки, а к остальным так и не подошёл ни разу, несмотря на долгое выжидание. Вторая кучка была Аришина.
- Ну, вам, девки, быть замужем в новом году, - сказала Маланья."
Некто (Кукель) "Святочное гадание"
Позади Корочун и самая длинная ночь в году. Пришла Коляда с её буйным весельем. Рождение нового солнца на Руси повсеместно приветствовали всеобщим ликованием, гулянием, пирами, катанием в санях, хороводами, ряжеными, колядованием и обрядовыми бесчинствами. Как правило, новый год встречается с радостью и надеждой. Для кого год уходящий был несчастливым, тот ждёт от года нового изменений к лучшему. У кого всё сладилось в прошедшем году, ждёт ответа на вопрос, а повторится ли это в новом? Волшебное время, чародейное, пора безвременья... Свет младенца Хорса ещё слишком слаб. Как не воспользоваться этим временем, не заглянуть в будущее, не погадать?
С приходом Коляды начиналась пора Зимних Святок, двенадцать святодней начиная с кануна Коляды, символизирующие собой шесть светлых (Светлые вечера) и шесть тёмных (Страшные вечера) месяцев Кологода. По святочным вечерам собиралась молодёжь на посиделки в избах. Девицы занимались рукоделием в ожидании, когда же хозяйка начнёт гадать, и пели песни. Пекли печенья в виде животных и птиц (например - "козули"), угощали ими друг друга и посылали родным. Если приглашали на посиделки парней, то играли в игры вроде "люб - не люб", и разыгрывали весёлые действа с ряженьем. "Ни в одном празднике народном не заключается столько обычаев, обрядов, примет, столько отношений к житейским потребностям и временам года, как в святках" (Снегирёв И.М.)
После всех увеселений молодедь усаживалась за стол, хозяйка застилала его новой скатертью и ставила на него блюдо с водой. Все присутствующие в доме снимали с себя кольца (перстни, серьги, иные украшения) и клали их на стол рядом с блюдом. Второй скатертью-столечником хозяйка накрыла блюдо, а рядом клала кусочки хлеба, соль и три уголька. Напротив блюда садилась самая сведущая в гадании женщина ("сватья") и начинала запевать святочные "подблюдные песни", первой из которых была "Хлебу да Соли". Закончив песню, сватья опускала под скатерть в блюдо хлеб, соль и угольки, а гости, в свою очередь, клали в блюдо свои украшения.
Затем снова начинали петь. Песни были короткие, заканчивались особенным припевом:
Да кому мы спели - тому добро, Слава!
Кому вынется - тому сбудется, Слава!
Скоро сбудется - не минуется! Слава!
Каждая короткая песенка имела своё значение, как-то к замужеству, к прибыли, к разлуке, к потере, на долгую дорогу. Например:
Твори, мати, опару
Пеки пироги,
К тебе едут сватья,
Ко мне женихи!
Куют кузнецы золотые венцы, слава!
Диво ули ляду, слава!
(к замужеству)
Золота парча развивается, слава!
Кто-то в путь-дороженьку собирается,
слава!
(к дальней дороге)
Шла щука из Новагорода,
Она хвост волокла из бела озера,
Что серебряная, позолоченная,
А головка у щуки унизанная
(к богатству)
Растворю я квашонку на донышке
Поставлю квашонку на чёлышко
Ты входи, моя квашонка,
Полным полна
(к прибыли)
И таких песен было великое множество, на разные случаи. Во время пения сватья перемешивала рукой лежащие в блюде вещи, а с окончанием каждого куплета встряхивала блюдо и вынимала первое попавшееся кольцо. Соответственно - чьё кольцо выпало, тому и предназначалось значение исполненной песни.
Иногда сватья намеренно вынимала две вещи (для суженого и суженой) под песню
Как колечко скажется, слава!
Так милый откликнется, слава!
Показав два кольца присутствующим, сватья заявляла: "Чему быть, того не миновать. Неминуемый брак". Если же она вынимала, например, два девичьих кольца, то одно откладывала, продолжая "ловить" суженого.
Гадание с подблюдными песнями девушки могли проводить и сами, без сватьи.
По окончании подблюдных песен начинали "хоронить золото", играя в "Колечко" с оставшимся не вынутым из блюда кольцом, напевая:
Уж я золото хороню, хороню
Чисто серебро хороню, хороню...
Ведущая игру девушка потихоньку клала кольцо в чьи-то руки, а девушки передавали его одна другой
Пал, пал перстень, во калину, во малину
Во чёрную смородину
Гадай, гадай, девица,
Отгадывай, красная!
В коей руке былица?
Поздно вечером заканчивались посиделки. Вот все гости разошлись, и для девушек наступало время Святочных Гаданий. Начинали обычно с "окличек", выбегая из ворот и спрашивая первого встречного имя. Затем приходил черёд воску, курице и зерну, напёрсткам, разной кухонной и хозяйственной утвари, замкам и ключам, гребням и зеркалам - т.е. гадали, используя всевозможные способы и предметы, всё, что донесли до них их бабушки с глубокой старины. Гадали до полуночи (а в страшные вечера заканчивали гадать и позже). А на следующий день посиделки продолжались в другой избе.
Ниже приведены примеры некоторых наиболее распространённых святочных гаданий.
ГАДАНИЯ В СВЕТЛЫЕ ВЕЧЕРА
Гадание с курицей по кольцу
На Святки девицы и парни собираются в избе, очерчивают на полу круг углём левой рукой и противосолонь, насыпают на пол овса и ячменя (в эпоху двоеверия даже считали, что для этого гаданья лучше всего подходит овёс, украденный у священника во время рождественской славы), снимают с рук кольца и зарывают их в зерно. Затем приносят чёрную курицу, пускают её в круг и смотрят как она клюёт зерно. Соблюдается полная тишина. Чьё кольцо курица выкинет из круга, того скоро замуж выдадут (или женят). Случается и так, что курица кольцо обратно в круг затащит - несчастливая свадьба грядёт гадающему.
Гадание по голосам
В ночь под Новый год девушки собираются вместе, ходят по деревне и каждая по очереди стучит деревянной ложкой под окнами изб. Если на стук отзовётся женский голос, то замуж в новом году не выйти, если мужской - наоборот.
Гадание по замку на колодце
В один из Святочных вечеров девушка, перед тем как ложиться спать, выходила и запирала на замок колодец со словами: "Суженый мой, ряженый, приводи коня поить, у меня, у красной девицы, ключа просить". Ключ от замка девушка на ночь клала себе под подушку. Если увидишь во сне молодца на коне, значит выйдешь в новом году замуж. Кто во сне привидится, тот и суженый.
Гадание "окличка"
Девушки собирались вместе вечером и шли подслушивать под чужие окна. Судя по подслушанному разговору, они предрекали себе будущее, в зависимости от темы разговора (например весёлый или грустный), кто вёл разговор (мужчина или женщина, старый или молодой) и многого другого.
ГАДАНИЯ В СТРАШНЫЕ ВЕЧЕРА
Гадание с зеркалом
Проводилось в глухом конце села, в заброшенной (нежилой) избе, в подполье или старой бане. Девушка в одиночестве ближе к полночи приходила в эту избу или баню, запиралась изнутри, развязывала на себе все узлы (например - пояс), в одном из вариантов гадания - раздевалась догола, расплетала косы и садилась на лавку. Перед собой на стол или каменку ставила зеркало, зажигала по обеим сторонам зеркала две свечи. Затем между собой и зеркалом ставила второе зеркало "лицом" к первому (как вариант - к себе на грудь или на левое плечо), получая таким образом коридор отражений. Затем девушка обращалась за помощью к высшим силам и просила зеркало показать ей суженого: "Суженый, ряженый, приходи ко мне, покажися мне. Он со мной". После чего внимательно, не отрываясь, стараясь не моргать, всматривалась в зеркало напротив, в коридор зеркальных отражений, стараясь не упустить момент появления фигуры. Гадание это могло продолжаться несколько часов. Как только девушка видела образ, нужно было схлопнуть зеркало с зеркалом, потушить свечи и завязать пояс, чтобы не случилось беды.
После этого гадания зеркало заворачивалось в рушник и пряталось; нужно было обязательно поблагодарить "помощников" и не забыть разворожиться.
Гадание по звукам
В Зимние Святки девушка выбегала ночью одна на перекрёсток дорог, чертила круг первым огарком, т.е. который остался от первой сгоревшей свечи или лучины в этот вечер, в который происходит гадание, становилась в круг и слушала. Если гадальщица услышит стук топора - в новом году должна умереть; если стук молотка - то жить ей богато; если же звон колокольчика - то выйдет замуж.
Гадание "полоть снег"
Несколько девушек около полуночи бегут на перекрёсток дорог. Одна из них, на которую хотят гадать, становится в центре перекрёстка, подружка обегает трижды её противосолонь, приговаривая: "Щурово место!". Затем девушка, стоящая в кругу, приседает на снег и расстилает подол своего платья по снегу. Подружка же кидает снег пятой левой ноги на разостланное платье со словами: "Я полола, полола снежок на собачий следок. Взлай, взлай, собачка, где <имя> женишок?". Гадающая перетряхивает снег в подоле, а затем кидает его горстями через левое плечо, приговаривая: "Полю, полю снег на собачий след, взлай, взлай, собачка, у свёкра на дворе, у свекрови под шестком, а у ладушки под кроваткой!". Потом все стоят и слушают, где залает собака. В которой стороне залает, в ту сторону и замуж выйдешь. Если собака залает грубым, храпливым голосом, то значит девка выйдет замуж за старого, если звонким - то за молодого. После этого гадания нужно обязательно разворожиться.
Наши Предки свято верили в силу гаданий, в силу Судьбы и в возможность влиять на неё путём ритуальных действий. А судьба человека - это нить Макоши, на которой вяжут узелки свои Доля с Недолею. Поэтому и ценился так период Зимних святок, когда можно было приоткрыть завесу тайны, увидеть узор Судьбы на год вперёд.
Алексей Бесчётнов (Всеслав)
"Народные гадания в зимние святки"
журнал "Родноверие" № 1(2) 2010