Наряд русской куклы несет не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось не только имущественное состояние человека, но и его положение в обществе. В традиционной русской кукле закрепились наиболее древние и устойчивые формы русской одежды. Поэтому сначала необходимо сказать несколько слов о русском костюме.
Традиционный русский мужской костюм
Народный русский костюм — явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Даже активное приобщение правящей верхушки и городских жителей России к западным образцам одежды в XVIII веке не коснулось основной массы населения. Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.
Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Мужскую рубаху всегда подпоясывали. А вот единого национального женского костюма, несмотря на схожесть общих черт, в России не сложилось. В разных губерниях одежда женщин имела свои отличия в покрое, отделке, рисунке ткани.
Особенности русского женского костюма заключались в том, чтобы не подчеркивать формы тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями. В разных губерниях вышивку делали посвоему, используя различные орнаменты. Но назначение было общим — украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда духи зла могли проникнуть к телу). Для того чтобы "обезопасить" человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.
Традиционный женский костюм: рубаха с сарафаном
Современные исследователи различают два основных комплекса женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой. Рубаха с поневой и передником более древние по происхождению. Они наиболее характерны для южнорусского костюма. Женская длинная рубаха с рукавами — древнейший общеславянский вид одеяния. Понева — полотнище, заменяющее юбку,— обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины, прообраз современной длиннополой юбки. Она надевалась особым способом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником. Незамужние девушки носили только рубаху с передником.
Первоначально под "сарафаном" буквально понималось княжеское мужское одеяние, укрывавшее всю фигуру. Только в XVI веке сарафан стал использоваться в качестве женской одежды. Он вытеснил поневу на территории России вначале в северных областях, а к началу XIX века превратился в одну из основных частей традиционной женской одежды. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части.
Женский костюм не мыслился без головного убора. Исстари волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской силой, поэтому ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой (отсюда пошло выражение "опростоволоситься"), волосы следовало заплетать в две височные косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков сушествовали еще повойник, кокошник, сорока. Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые ленты шириной 0,5-2,5 см. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, закрывавшие только лоб и затылок. До замужества девушки, разделяя волосы прямым пробором, заплетали низко на затылке одну косу в три плетешка. Коса свободно ниспадала из-под головного убора.
Традиционный женский костюм: рубаха с поневой
По праздникам девичья коса богато украшалась лентами и накосниками из бисера. Одним из элементов венчального обряда являлось расплетание, а в некоторых областях России даже отрубание девичьей косы. Этот обряд символизировал превращение девушки в замужнюю женщину.
Обязательная принадлежность крестьянского костюма — пояс. Он являлся оберегом, чертой, оберегающей тело человека от злых сил. Оберегом являлся предмет, способный, по суеверным представлениям, охранить от разных бедствий. Пояс выполнял и элементарные функции скрепления частей одежды: им подвязывали передник, подтягивали сарафан, поддерживали порты. Пояса могли быть как тканые, так и вязаные, ременные пояса носили только мужчины. На них вышивали орнаменты, концы поясов оформляли кистями, помпонами, куколками-оберегами. Кроме того, на пояс подвешивали кошельки, ключи и другие небольшие бытовые предметы. Ведь карманы — это элементы современного костюма, их "изобрели" только в XVII веке.
И.Н. Котова, А.С. Котова
"Русские обряды и традиции. Народная кукла"