Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни родился в 973 г. в пригороде столицы Хорезма Кят (называемой часто просто Хорезмом), его нисба означает "человек из предместья". Ал-Бируни получил хорошее образование и пользовался поддержкой местных меценатов. Вследствие правительственных переворотов в Хорезме он был вынужден покинуть родину и обосноваться при дворе эмира Джурджана (Гургана). Около 1010 г. он вернулся, однако после подчинения Хорезма тюркскому правителю Махмуду ад-Даула (997-1030) ал-Бируни в 1017 г. заставили переехать вслед за Махмудом в тогдашнюю столицу Афганистана, город Газну. Несколько лет, с разрешения Махмуда, ал-Бируни провел в Индии. Умер в Газне в 1048 г.
Ал-Бируни принадлежат крупнейшие труды: "Памятники минувших поколений", "Индия", "Канон Мас'уда" (Мас'уд — преемник Махмуда Газневи, 1030-1041), "Минералогия", "Фармакогнозия" и др. В настоящем издании приведены фрагменты из книг ал-Бируни "Памятники минувшим поколениям" ("Следы, оставшиеся от прошлых поколений") или, как ее иногда еще называют, "Хронология" ("Асар ал-бакийа 'ани-л-курун ал-халийа"), "Канон Мас'уда" ("Масудовские таблицы по астрономии и звездам") ("Ал-Канун ал-Мас'уди фи-л-хай'ат ва-н-нуджум"), "Книга вразумления начаткам науки о звездах" ("Обучение началам искусства астрологии") ("Китаб ат-тафхим ли ава'или сина'ат ат-танджим"). В этих сочинениях уделяется внимание восточноевропейским территориям, народам и водным пространствам.
Издания и переводы:
Памятники минувших поколениий: Chronologie orientalischer Volker von Alberuni / Hrsg. Von Dr. E. Sachau. Leipzig, 1878; Chronology of ancient nations, an english version of the arabic text of the Athar ul-Bakiya of Albiruni or «Vestiges of the past» collected and reduced to writing by the author in A. H. 390-391/A. D. 1000 / Transl. and ed. with notes and index by E. Sachau. London, 1879; Аль-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад. Памятники минувших поколений // Абу-р-Райхан алъ-Бируни. Избр. произведения / Пер. и примеч. М. Салье. Ташкент, 1958. Т. I.
Канон Мас'уда: Abu Rayhan b. Ahmad al-Biruni (d. 440 A. H./1048 A. D.). Al-Qanunu'l-Mas'udi (Canon Masudicus, an encyclopaedia of astronomical sciences) / M. Nizamu' d-Din. Hyderabad, 1954-1956. Vol. I—III; A6y-p-Райхан ал-Быруны. Канон Mac4уда // Абу-р-Райхан ал-Бируни. Избр. произведения / Вступит, статья, пер. и примеч. П.Г. Булгакова и Б.А. Розенфельда. Ташкент, 1976. Т. V. Ч. 1.
Книга вразумления начаткам науки о звездах: The Book of Instruction in the Elements of the Art of Astronomy by Abu'l-Rayhan Muhammad Ibn Ahmad al-Biruni, written in Gazna, 1029 A. D. / Reproduced from Brit. Mus. Ms. Or. 8349 / The Translation facing the Text by R. R. Write. London, 1934; Ал-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад. Книга вразумления начаткам науки о звездах // Ал-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад. Избр. произведения / Вступит, статья, пер. и примеч. А. Ах-медова и Б. А. Розенфельда. М., 1975. Т. VI.
Минералогия: Ал-Бируни. Минералогия. М.; Л., 1963.
Перевод фрагментов: Гараева 2006а.
Литература: Wiedemann 1922; Zeki Validi Togan 1936; Zeki Validi Togan 1937; Krause 1940; Бируни 1950; Крачковский 1957. С. 245-263; Гараева 2006а.
ПАМЯТНИКИ МИНУВШИХ ПОКОЛЕНИЙ
Разряды царей | Прозвища царей этих разрядов |
Цари славян | Кназ[1] |
Перевод М.А. Салье по: Бируни 1958. С. 112)
КНИГА ВРАЗУМЛЕНИЯ НАЧАТКАМ НАУКИ О ЗВЕЗДАХ
Море, которое находится на западе обитаемой части Земли у берегов Танжера[2] и Андалусии, называется Окружающим морем, которое греки называли Океаном. В него не углубляются, а плавают только около берега: от Андалусии оно простирается к северу от этих стран вдоль страны славян. На севере страны славян от него отходит большой залив вблизи страны булгар-мусульман[3], этот залив известен под названием Варяжского моря[4]; варяги — это народ, живущий на его берегу. За страной булгар-мусульман море поворачивает на восток, и между его берегом и краем страны тюрок расположены земли и горы — неизвестные, пустынные, непроходимые. (...) В середине обитаемой части Земли в стране славян и русов находится море, известное у греков под названием Понт. У нас оно известно под названием моря Трапезунда, так как это гавань на его берегу. Из этого моря выходит пролив, проходящий у стен Константинополя[5] (...).
(Перевод А. Ахмедова и Б.А. Розенфельда по:
Бируни 1975. С. 100-101)
Что касается шестого климата[6], то он начинается в местах кочевий восточных тюрков кай и кун[7], киргизов[8], кимаков, токуз-огузов, (проходит) через страну туркмен[9] и фарабов[10], через город хазар[11] и северную часть их моря[12], через [страну] алан [и асов[13]], между этим морем и морем Трапезунда[14] (...) и заканчивается в западном Океане.
Что касается седьмого климата, то в нем мало обработанных земель. В его восточной части находятся только лесные чащи и горы башкир[15], область печенегов[16], (климат проходит) через города Сувар[17] и Булгар[18], и земли русов[19], славян, булгар [и мадьяр[20]] и заканчивается в Окружающем море[21].
За этим климатом обитают немногие народы — ису[22], варанки[23], йу-ра[24] и подобные им.
(Перевод А. Ахмедова и Б.А. Розенфельда по:
Бируни 1975. С. 115-116)
КАНОН MAC'УДА
...Море Понт Армянский, [неосновательно] называемое там Хазарским. Вокруг него [живут] армяне, племена тюрков, русы и славяне. От него ответвляется залив, называемый Константинопольским, потому что этот [город] — на его западном берегу; за этим городом он впадает в море Румов... Это море на западе впадает в Океан.
(Перевод Б.А. Розенфельда, А. Ахмедова и др. по:
Бируни 1976. С. 437-438)
Название мест, расположенных в климатах | Долгота |
Широта |
Области и государства |
||
градусы[25] |
минуты |
градусы |
минуты |
||
Из того, что в седьмом климате | |||||
(унгра)[26] | 58 |
0 |
48 |
20 |
|
Города Сувар и Булгар на великой Реке русов и славян[27], а между ними — один день пути | 70 |
0 |
49 |
30 |
Славяне (ас-сакалиба) |
Из того, что за седьмым климатом | |||||
Страна [народа] ису, с которой торгуют булгары | 69 |
0 |
55 |
0 |
|
Чащобы [народа] йуры, а они — дикие, торгуют, не показываясь | 69 |
0 |
67 |
30 |
Славяне (ас-сакалиба) |
Перевод Б.А. Розенфельда, А. Ахмедова и др. по:
Бируни 1976. С. 473)
[1] Так, несомненно, следует читать комбинацию букв, переданную в печатном тексте оригинала в виде: к.б.а.р. (В рукописях даны лишь очертания букв, без диакритических точек). В арабском алфавите буквы "б" и "н", а также "р" и "з" различаются только диакритическими точками (примеч. 1. С. 437. Автор примечания — М. Салье). Следует отметить, что Ибн Хордадбех дает идентичную информацию, там название правителя славян тоже искажено.
[2] Город на берегу Гибралтарского пролива (в совр. Марокко).
[3] Волжская Булгария, жители которой приняли ислам в X в.
[4] Варяжское море (море варанков) — Балтийское, возможно, и Северное. Близость Волжской Булгарии и северных водных бассейнов преувеличена.
[5] Пролив Босфор.
[6] Описание климатов по типу восходит к ал-Фаргани, однако реалии иные.
[7] Среди исследователей нет единого мнения по идентификации тюрков кай и кун.
[8] С IV в. н.э. тюркоязычные киргизы населяли Хакасско-Минусинскую котловину; на Енисее произошло их слияние с иноязычным народом, именовавшимся в китайских источниках динлинами, вследствие чего киргизы стали смешанным по антропологическому типу народом, сочетающим признаки европеоидной и монголоидной рас. Киргизы создали большое государственное объединение, раскинувшееся в период расцвета от Байкала до Иртыша, Алтая и Саянских гор, в VI в. имевшее политические отношения с Византией, в VIII—IX вв. наладившее торговые связи со странами Средней Азии, Халифатом. Со временем размеры государства сократились: уйгуры и кидани оттеснили киргизов снова за Енисей, но государство их в VIII—IX вв. укрепилось и просуществовало вплоть до монголо-татарского завоевания (Бартольд 1963г. С. 470-510; ИТ. Т. I).
[9] Туркмены — тюркская народность в Средней Азии, упомянутая китайскими источниками в VIII в.; арабские источники употребляют термин с XI в. (Бартольд 2002д. С. 572-573).
[10] Фарабы — ? Фараб — область недалеко от впадения в Сырдарью реки Арыс, с центром в городе Отрар (Бартольд 2002в. С. 404).
[11] Судя по тому, что ниже упоминается северная часть моря Хазар, т.е. Каспийского, речь идет об Итиле — столице Хазарии до середины 60-х годов X в., когда Итиль был захвачен и разгромлен русским князем Святославом. Не исключено, что во времена ал-Бируни частично восстановленный Итиль еще считался хазарским городом, хотя власть в Нижнем Поволжье постепенно переходила к Волжской Булгарии (Новосельцев 1990. С. 219-231).
[12] Северная часть моря Хазар (Каспийского) — области нижнего Поволжья — принадлежала хазарам до XI в.
[13] В квадратных скобках вставлено слово, неясное для переводчика. Древнерусские источники асами (ясами) называли алан, которых ал-Бируни упомянул выше.
[14] Одно из наименований Черного моря в арабской литературе по названию города и порта на юго-западном побережье.
[15] Башкиры (араб, басджирт, башджарт, башгурд и др.) — народ тюркского происхождения, живший в лесистой части южного Предуралья (по-видимому, близость Уральских гор отмечена и ал-Бируни). Ряд арабских авторов применял термин "басджирт" и в отношении венгров, откочевавших, под натиском печенегов, западнее (Бартольд 2002а. С. 494-495). Учитывая, что ал-Бируни упоминает и мадьяр, здесь имеются в виду действительно башкиры.
[16] Печенеги (араб, баджнак, баджанак) — тюркский народ, живший в степях Приаралья. Во второй половине ЕХ в. передвинутся на запад и столкнулся с кочевавшими в степях Южного Приуралья мадьярами, которые вынуждены были отодвигаться под натиском печенегов все далее на запад. Идущие вслед за ними печенеги ненадолго осели в степях Приуралья и Поволжья, однако, после сговора с Хазарией, их вытеснили оттуда огузы (торки русских летописей). В столкновениях с мадьярами и населением Древней Руси печенеги дошли до степей Северного Причерноморья (Плетнева 1990. С. 9-25; Петрухин, Раевский 1998. С. 206-207).
[17] Сувар — крупный город Волжской Булгарии, упоминаемый в ряде восточных источников. Городище Сувара, как расследовали археологи, находилось неподалеку от с. Кузнечиха Спасского р-на Татарстана, на р. Утка (Хузин 1997. С. 63-66).
[18] Булгар — столица Волжской Булгарии, о которой упоминают начиная с X в. арабо-персидские источники. Часть историков и археологов полагала, что с начала X и в XI веках столицей государства был город, соответствовавший одноименному городищу в 30 км южнее устья Камы и в 6 км от Волги, ныне частично попавшему на дно современного водохранилища, в XII—XIII вв. же столицей был город Биляр. Другие исследователи считали, что с X в. до монгольского нашествия роль столицы играл Биляр, городище которого располагается возле с. Билярска Алексеевского р-на Татарстана на р. М. Черемшан (историографию см.: Хузин 1997. С. 14-17, 51-63).
[19] Земли русов, по данным многих восточных источников, соседствовали с Волжской Булгарией, что и отразилось в информации ал-Бируни.
[20] Мадьяры — угроязычный народ, происхождением из зауральских областей, прикочевавший, под натиском печенегов, в восточноевропейские степи, через земли Древней Руси, территории Северного Причерноморья, в Подунавье и далее, пока в конце IX в. они не осели на Карпатах, в Паннонии, где и образовалось государство Венгрия. Мадьяры — самоназвание этого народа, отразившееся в арабских источниках в форме маджгарийа и в византийских — в форме мегери, хотя византийцы именовали мадьяр еще и турками. В русских источниках народ назывался угры, в западноевропейских — венгры; оба имени восходят к гуннско-болгарскому названию племенного союза оногур, в который входили также тюркские племена (Константин. С. 163, 395; Петрухин, Раевский 1998. С. 207).
[21] Окружающее море — вслед за античными авторами арабские географы считали, что Земля находится посреди водного пространства — Укийануса, или Океана. В данном случае, как и у некоторых других авторов, Океаном называлась Атлантика.
[22] Ису (у других авторов — вису) — белозерская весь или заволочская чудь (Заходер 1967. С. 59-67).
[23] Скандинавы. Форма этнонима у арабских авторов имеет сходство с византийской (барангой) или русской {варяги).
[24] Народ югра, упоминаемый в русских летописях и живший до XI в. на территории от реки Печора до северо-западных склонов Урала. Был известен торговлей с весью, булгарами и русами особо ценными породами пушнины в обмен на металл и серебро, которое служило культовым целям (Заходер 1967. С. 59-67).
[25] Переводчики оставили арабский термин: заманы, т.е. градусы в широтных измерениях.
[26] Переводчики поставили знак вопроса: унгра?, оставив слово без пояснения. Возможно, подразумевалась часть венгров (мадьяр), оставшаяся в Заволжье после переселения основной массы в Паннонию.
[27] Имеется в виду Волга.